Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в номерах 114, 116, 121, 123, 127, 129, 133.) 8 . В Л О М А Ш Н Е М Б Ы Т У Долгое время жилищем для лопарей служила вежа. Владелец ее именовался домохозяином. Но как постройка это не дом, не изба с печью и мебелью. Зримое представление о старинной веже дает одна из голландских гравюр, на которой изображен лопарский погост на Мурмане. В нем стояли шалаши, крытые дерном и внешне похожие на копну сена. Над неко торыми вежами вьется дымок, это хозяйки готовят пищу на костре. Когда лопари, занимаясь промыслами, где-либо останавливались ненадолго, как укрытие от непогоды и место для сна ста вилась кувакса - шатер, крытый берестой или пологом из шкур. В веже обычно проживала семья из 5-6 человек, иногда помещались и две родст венные семьи. В 1785 году в Печенгском погосте числилось 69 лопарей, из них 12 - домохозяева. В зимних погостах вежи делались не много просторнее, изнутри обвешивались оленьими шкурами, устраивался очаг из камней, над которым на треноге подвеши вался котел для варки пищи. Огонь горел постоянно, дым выходил через отверстие в верху вежи. Во второй половине XVIII века у более зажиточных лопарей стали появляться тупы - бревенчатые домики с жилой пло щадью не более 20 квадратных метров, с 1-2 окнами; потолком служила односкат ная крыша из досок и дерна. К тупе при страивались небольшие сени - клетушки для овец. В одном углу клалась каменная печь наподобие камина, вдоль стен устра ивались низкие нары, повыше - полки для посуды и мелких вещей. В таких помещениях зимою жило обычно более десяти человек. Питались преиму щественно рыбой. Ржаной муки потребля лось в год около двух пудов на семью. В рацион лопарей всегда входила как анти цинготное средство и питательное вещест во толченая в порошок сухая кора сосны. При опросе в 1785 году лопари поясняли: ржаную муку смешивают с сосновою корою, "варят с рыбною ухою и с оленными щами". Лопари отличались общительностью и любознательностью. Осенью 1883 года за падный Мурман объезжал российский кон сул в северной Норвегии Д. Бухаров. По пути он зашел в тупу, в которой находились две старухи и девочка. Накормив посети теля ухой из свежих сигов и жареными хариусами, узнав откуда он, лопарки нача ли "расспросы о царе, о Петербурге, о том, как живут люди в России, есть ли там ло пари и т. д.". По словам Бухарова, россий ские лопари в отличие от финских и нор вежских и "в тяжелые минуты, и тогда, когда всякий готов бы проклясть свою судьбу, замечательно бодры и разговорчи вы". Зимними вечерами лопари собирались послушать своих сказителей. Первым об ратил внимание на лопарский фольклор путешественник Василий Немирович-Дан ченко, который побывал во многих лопар ских погостах, в том числе и в Печенге. В донесении Географическому обществу 25 августа 1873 года он сообщал, что сделал много записей лопарских песен и легенд, которые "имеют несомненное историчес кое значение". Долго и старательно собирал устные произведения лопарей западного Мурма- на священник Константин Щеколдин. Часть своих записей он передал исследо вателям лопарского быта Николаю Хару- зину и Дмитрию Островскому, а часть опубликовал в журнале "Живая старина" (С-Пб. 1890). Благодаря этим записям от крылся целый мир представлений лопарей о своем прошлом, сохранение в их созна нии остатков языческих верований. Среди "преданий старины глубокой" вы деляется цикл рассказов о нашествиях чуди, под которой понимались чаще всего шведы. "Чудь приходила больше по ночам, нападала на спящих. Не щадила никого, грабила и жгла погосты. В плен не уводили, а просто убивали", - повествует предание. Чудь была вооружена мечами, а лопари луками. Лопари или скрывались в убежи щах - лесных ямах, или побеждали врагов хитростью и находчивостью. Героем борьбы с чудью выступает Лау- рекаш - лопарь, взятый пришельцами в проводники. В одном случае он обрезает веревку, на которой держались суда чуди, и она, оставшись в глухом месте без лодок, погибает. В другом случае Лаурекаш на правляет олений обоз чуди к горной круче, и она погибла, свалившись в пропасть. Другим врагом лопарей выступает сбор щик дани Сталло. Он приходил один, но всегда с собакой. С виду обычный человек, только защищенный латами, он дрался врукопашную и убивал лопарей ножом. От дьявола ему дана была большая сила и способность делаться оборотнем (превра щаться в другое существо). Его можно было убить определенным способом, но при этом следовало умертвить и собаку, иначе она слизывала кровь убитого и Сталло оживал. "Рассказы о Сталло, - со общает Д. Островский, - весьма многочис ленны и разнообразны." Немало легенд ходило о святом Трифо не. По одной из них Трифон явился к скале Акко, где кебуны готовились принести жер твы языческому богу. Разгневанный, он поднял руки к идолу и начертал на его голове крест, который "запечатлелся на скале и виден до сих пор, а кебуны превра тились в каменья". Рассказывались всякие бывальщины, сказки для детей, в которых фигурировали чаще всего животные, а также волшебники и злые духи. Внутренняя обстановка в тупе, а тем более в веже, удивляла исследователей своей незатейливостью. Привыкшие жить в полукочевых условиях лопари не заботи лись о комфорте и строгом порядке в жи лище. Необходимые вещи лежали всегда под рукой. Лучшее место отводилось иконе. "Домашняя утварь лопаря, - писал Немирович-Данченко, - состоит из чугун ных и медных котлов, деревянных чашек и ковшей, чашек из бересты, сшитых оле ньими жилками и украшенных резными узорами, деревянной ложки для черпания рыбы, берестяной солонки и берестяной же скатерти." Перед едой лопари надевали чистую одежду и, сотворив краткую молитву, рас саживались посредине пола вокруг кары - большой доски, на которую ставился котел с вареной рыбой. Глава семьи расклады вал рыбу на берестяные салфетки. Уху хлебали из общей посудины. Разговари вать во время еды не полагалось, смеять ся - тем более ("грех перед Богом"). Собак кормили после окончания обеда. Насытив шись, лопари благодарили Бога и разгова ривали между собой без каких-либо услов ностей. Постепенно быт лопарей менялся в луч шую сторону. В XIX веке в зажиточные семьи стали проникать самовары, чайни ки, фарфоровая посуда, фабричные нитки, мыло, спички, а затем керосиновые лампы. В некоторых тупах появилась мебель - кро вати, столы, шкафы. В бытовой и произ водственной жизни лопарей сказывалось влияние русского и норвежского населе ния. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz