Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в номерах 114, 116, 121, 123, 127, 129, 133.) 8 . В Л О М А Ш Н Е М Б Ы Т У Долгое время жилищем для лопарей служила вежа. Владелец ее именовался домохозяином. Но как постройка это не дом, не изба с печью и мебелью. Зримое представление о старинной веже дает одна из голландских гравюр, на которой изображен лопарский погост на Мурмане. В нем стояли шалаши, крытые дерном и внешне похожие на копну сена. Над неко­ торыми вежами вьется дымок, это хозяйки готовят пищу на костре. Когда лопари, занимаясь промыслами, где-либо останавливались ненадолго, как укрытие от непогоды и место для сна ста­ вилась кувакса - шатер, крытый берестой или пологом из шкур. В веже обычно проживала семья из 5-6 человек, иногда помещались и две родст­ венные семьи. В 1785 году в Печенгском погосте числилось 69 лопарей, из них 12 - домохозяева. В зимних погостах вежи делались не­ много просторнее, изнутри обвешивались оленьими шкурами, устраивался очаг из камней, над которым на треноге подвеши­ вался котел для варки пищи. Огонь горел постоянно, дым выходил через отверстие в верху вежи. Во второй половине XVIII века у более зажиточных лопарей стали появляться тупы - бревенчатые домики с жилой пло­ щадью не более 20 квадратных метров, с 1-2 окнами; потолком служила односкат­ ная крыша из досок и дерна. К тупе при­ страивались небольшие сени - клетушки для овец. В одном углу клалась каменная печь наподобие камина, вдоль стен устра­ ивались низкие нары, повыше - полки для посуды и мелких вещей. В таких помещениях зимою жило обычно более десяти человек. Питались преиму­ щественно рыбой. Ржаной муки потребля­ лось в год около двух пудов на семью. В рацион лопарей всегда входила как анти­ цинготное средство и питательное вещест­ во толченая в порошок сухая кора сосны. При опросе в 1785 году лопари поясняли: ржаную муку смешивают с сосновою корою, "варят с рыбною ухою и с оленными щами". Лопари отличались общительностью и любознательностью. Осенью 1883 года за­ падный Мурман объезжал российский кон­ сул в северной Норвегии Д. Бухаров. По пути он зашел в тупу, в которой находились две старухи и девочка. Накормив посети­ теля ухой из свежих сигов и жареными хариусами, узнав откуда он, лопарки нача­ ли "расспросы о царе, о Петербурге, о том, как живут люди в России, есть ли там ло­ пари и т. д.". По словам Бухарова, россий­ ские лопари в отличие от финских и нор­ вежских и "в тяжелые минуты, и тогда, когда всякий готов бы проклясть свою судьбу, замечательно бодры и разговорчи­ вы". Зимними вечерами лопари собирались послушать своих сказителей. Первым об­ ратил внимание на лопарский фольклор путешественник Василий Немирович-Дан­ ченко, который побывал во многих лопар­ ских погостах, в том числе и в Печенге. В донесении Географическому обществу 25 августа 1873 года он сообщал, что сделал много записей лопарских песен и легенд, которые "имеют несомненное историчес­ кое значение". Долго и старательно собирал устные произведения лопарей западного Мурма- на священник Константин Щеколдин. Часть своих записей он передал исследо­ вателям лопарского быта Николаю Хару- зину и Дмитрию Островскому, а часть опубликовал в журнале "Живая старина" (С-Пб. 1890). Благодаря этим записям от­ крылся целый мир представлений лопарей о своем прошлом, сохранение в их созна­ нии остатков языческих верований. Среди "преданий старины глубокой" вы­ деляется цикл рассказов о нашествиях чуди, под которой понимались чаще всего шведы. "Чудь приходила больше по ночам, нападала на спящих. Не щадила никого, грабила и жгла погосты. В плен не уводили, а просто убивали", - повествует предание. Чудь была вооружена мечами, а лопари луками. Лопари или скрывались в убежи­ щах - лесных ямах, или побеждали врагов хитростью и находчивостью. Героем борьбы с чудью выступает Лау- рекаш - лопарь, взятый пришельцами в проводники. В одном случае он обрезает веревку, на которой держались суда чуди, и она, оставшись в глухом месте без лодок, погибает. В другом случае Лаурекаш на­ правляет олений обоз чуди к горной круче, и она погибла, свалившись в пропасть. Другим врагом лопарей выступает сбор­ щик дани Сталло. Он приходил один, но всегда с собакой. С виду обычный человек, только защищенный латами, он дрался врукопашную и убивал лопарей ножом. От дьявола ему дана была большая сила и способность делаться оборотнем (превра­ щаться в другое существо). Его можно было убить определенным способом, но при этом следовало умертвить и собаку, иначе она слизывала кровь убитого и Сталло оживал. "Рассказы о Сталло, - со­ общает Д. Островский, - весьма многочис­ ленны и разнообразны." Немало легенд ходило о святом Трифо­ не. По одной из них Трифон явился к скале Акко, где кебуны готовились принести жер­ твы языческому богу. Разгневанный, он поднял руки к идолу и начертал на его голове крест, который "запечатлелся на скале и виден до сих пор, а кебуны превра­ тились в каменья". Рассказывались всякие бывальщины, сказки для детей, в которых фигурировали чаще всего животные, а также волшебники и злые духи. Внутренняя обстановка в тупе, а тем более в веже, удивляла исследователей своей незатейливостью. Привыкшие жить в полукочевых условиях лопари не заботи­ лись о комфорте и строгом порядке в жи­ лище. Необходимые вещи лежали всегда под рукой. Лучшее место отводилось иконе. "Домашняя утварь лопаря, - писал Немирович-Данченко, - состоит из чугун­ ных и медных котлов, деревянных чашек и ковшей, чашек из бересты, сшитых оле­ ньими жилками и украшенных резными узорами, деревянной ложки для черпания рыбы, берестяной солонки и берестяной же скатерти." Перед едой лопари надевали чистую одежду и, сотворив краткую молитву, рас­ саживались посредине пола вокруг кары - большой доски, на которую ставился котел с вареной рыбой. Глава семьи расклады­ вал рыбу на берестяные салфетки. Уху хлебали из общей посудины. Разговари­ вать во время еды не полагалось, смеять­ ся - тем более ("грех перед Богом"). Собак кормили после окончания обеда. Насытив­ шись, лопари благодарили Бога и разгова­ ривали между собой без каких-либо услов­ ностей. Постепенно быт лопарей менялся в луч­ шую сторону. В XIX веке в зажиточные семьи стали проникать самовары, чайни­ ки, фарфоровая посуда, фабричные нитки, мыло, спички, а затем керосиновые лампы. В некоторых тупах появилась мебель - кро­ вати, столы, шкафы. В бытовой и произ­ водственной жизни лопарей сказывалось влияние русского и норвежского населе­ ния. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz