Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед (Начало в номерах 114, 116, 121, 123, 127, 129.) 7. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ Все посещавшие Мурман и общавшиеся с лопарями отмечали их преданность пра вославной вере и предписаниям русской церкви и - как пережиток языческого про шлого - почтительное отношение к сейдам ("священным камням"). Путешественник Василий Немирович- Данченко в книге "Лапландия и лапландцы" (1877 год) писал: "Лопари вообще религи озны. Относясь с великим уважением к свя щенникам, они со строгою точностью ис полняют все религиозные обряды... Часто священники на папертях церквей находят убитого оленя, груз рыбы или несколько мехов. Это приношение на церковь, причем жертвователь пожелал остаться неизвест ным". В допетровское время лопари сами по дыскивали попа и нанимали его на службу в свою церковь. Сохранился договор, за ключенный 3 февраля 1694 года между ло парями Мотовского, Печенгского, Пазрец- кого и Нявдемского погостов и кольским священником Симеоном Борисовым. Лопа ри обязались платить ему за богослужение в Борисоглебской церкви "со всякой души по алтыну (3 копейки) на год", за крещение детей -13 копеек, поминание родителей - 3 копейки, погребение - 20 копеек, за рож дественский молебен - по 2 копейки с вежи; сверх того натурой с каждого погоста в год по пуду трескового жира и по 2 кережи (по возки) мяса и рыбы с доставкой ему в Колу на лопарских оленях, а "диачка ему, Симео ну, своего держать", то есть оплачивать из своего дохода, как договорятся. В середине XVII века основатель Печенг ского монастыря Трифон был причислен православной церковью к лику святых. Па мять Трифона отмечалась дважды в году - 15 декабря (день кончины) и 2 февраля (праздник Сретения Господня, соименный часовне, в которой молился святой). В 1708 году над мощами Трифона почи татели святого поставили вместо часовни Сретенскую церковь с папертью и коло кольнею. В 1855 году церковное ведомство открыло "для лопарей" Печенгский приход, обновило Сретенскую церковь и освятило ее 11 ноября 1857 года как приходскую. Могила Трифона стала местом паломни чества богомольцев. Известный путешест венник Федор Литке в 1828 году назвал его "Меккой того края". Особенно заботились о святыне печенгские лопари. "Церковь, - писал кольский лесничий Константин Со- ловцов в 1862 году, - небольшая... несколь ко роскошная, иконостас... с ярко позоло ченной резьбою; некоторые иконы в посе- ребрянных окладах, пелены, ризы из поря дочной парчи... гробницы святого Трифона и его сподвижников покрыты хорошими шелковыми покровами... В избушках возле церкви в зимнее время живут: священник с причетником и несколько бездомных коль ских мещанок-старух, питающихся добро вольными подаяниями прихожан и бого мольцев." На лето они переселялись к устью реки Печенги. Священник для духов ных треб посещал Мурманский берег, где промышляли печенгские лопари, отправ лял праздничные службы. "Ежегодно 2 февраля, - продолжает Со- ловцов, - к Сретенской церкви приезжают богомольцы из Колы, Кеми и поморских се лений; съезжаются окрестные лопари; сте чение народа бывает иногда до тысячи че ловек: день этот зовется ярмаркою, потому что являются торгаши... с солью, платками, тесемками, сережками и другими товара ми... Лопари имею- обыкновение делать преимущественно в этот день оазные при ношения в пользу церкви, оленей, рыбу, олѳньѳ мясо, мехэ, рззныѳ хозяйственные вещи и прочее, одним словом, все; кроме денег. И все эти приношения принимаются церковным старостою, который тут же про дает их за деньги богомольцам и лопарям... Покупатель, выбрав нужную себе вещь, сам назначает ей произвольную цену, кото рую и уплачивает... Редкий дает настоящую цену, но как бы ни была эта цена мала, церковный староста принимает ее без вся кого возражения: считается, что все прино шения делаются святому Трифону, следо вательно. он и продает их сам, а староста есть только исполнитель его воли... Если же кто. имея средства, с намерением даст малую цену, гот будет наказан святым Три фоном". Церковные службы и проповеди велись на русском языке, что мало препятствовало усвоению христианского вероучения. В XVIII веке большинство лопарей уже впол не владело обыденней русской речью. По подворной переписи 1782 года, в Печенг ском погосте из 69 лопарей хорошо знали русский язык 12 мужчин и 11 женщин, то есть почти все взрослое население. В сере дине XIX зека русский язык обращался на равне с родным. Василий Немирович-Дан ченко писал: "Все говорят без малейшего акцента. По способу выражений, по по стройке фразы вы видите, что они и думают по-русски. Это общее явление”. Лопари неплохо знали обрядовую сторо ну христианства, но богословская догмати ка была им мало известна, нередко понима лась превоатно. Нравственные предписа ния цеокви прочно вошли а сознание лопа рей, заметно проявлялись в миролюбии и гостеприимстве. "Коли гостг- в избе - значит, Господь тебя не оставил '... :Кого Бог воз любил, к тому и гостя послал"... Вот посло вицы и поверья лопарей", - отмечал Неми рович-Данченко. В народе бытовала поговорка: "Каков поп, таков и приход”. Действительно, нрав ственность верующих в значительной мере зависела от личности священника. Печенг- ским лопарям везло на хороших пастырей. 18 февраля 1868 года священником Сре тенской приходской церкви стал Констан тин Щеколдин. В 1874 году он был переве ден к соседней, Борисоглебской, церкви на Паз-реке. С 1882 до 1902 года (с неболь шим перерывом в конце века) в Печенгском приходе служил священник Георгий Терен тиев. Они стойко защищали интересы лопа рей при внедрении в их земли новых посе ленцев, много сделали для просвещения лопарей. К. П, Щеколдин перевел на лопар ский язык и в 1894 году напечатал Еванге лие от Матфея на местном наречии, а в 1895 году - учебное пособие, в котором молитва "Отче наш" и "Десять заповедей Закона Божия" были даны параллельно на русском и лопарском языках. В отчете благочинного за 1899 год гово рилось: "Лопари... почти все без исключе ния исполняют христианский долг исповеди и святого причастия... с усердием посеща ют богослужения, в нарочитые же дни: Кре щения, памяти преподобного Трифона, просветителя их предков, совершают па ломничества..." Священник Терентиев так отзывался о своих прихожанах-лопарях: "В вере тверды, часовни и храмы посещают, бедным подают милостыню; в несчзстии помогают, старших чтут...". (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz