Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Начало в номерах 114, 116, 121, 123, 127, 129.) 7. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ Все посещавшие Мурман и общавшиеся с лопарями отмечали их преданность пра­ вославной вере и предписаниям русской церкви и - как пережиток языческого про­ шлого - почтительное отношение к сейдам ("священным камням"). Путешественник Василий Немирович- Данченко в книге "Лапландия и лапландцы" (1877 год) писал: "Лопари вообще религи­ озны. Относясь с великим уважением к свя­ щенникам, они со строгою точностью ис­ полняют все религиозные обряды... Часто священники на папертях церквей находят убитого оленя, груз рыбы или несколько мехов. Это приношение на церковь, причем жертвователь пожелал остаться неизвест­ ным". В допетровское время лопари сами по­ дыскивали попа и нанимали его на службу в свою церковь. Сохранился договор, за­ ключенный 3 февраля 1694 года между ло­ парями Мотовского, Печенгского, Пазрец- кого и Нявдемского погостов и кольским священником Симеоном Борисовым. Лопа­ ри обязались платить ему за богослужение в Борисоглебской церкви "со всякой души по алтыну (3 копейки) на год", за крещение детей -13 копеек, поминание родителей - 3 копейки, погребение - 20 копеек, за рож­ дественский молебен - по 2 копейки с вежи; сверх того натурой с каждого погоста в год по пуду трескового жира и по 2 кережи (по­ возки) мяса и рыбы с доставкой ему в Колу на лопарских оленях, а "диачка ему, Симео­ ну, своего держать", то есть оплачивать из своего дохода, как договорятся. В середине XVII века основатель Печенг­ ского монастыря Трифон был причислен православной церковью к лику святых. Па­ мять Трифона отмечалась дважды в году - 15 декабря (день кончины) и 2 февраля (праздник Сретения Господня, соименный часовне, в которой молился святой). В 1708 году над мощами Трифона почи­ татели святого поставили вместо часовни Сретенскую церковь с папертью и коло­ кольнею. В 1855 году церковное ведомство открыло "для лопарей" Печенгский приход, обновило Сретенскую церковь и освятило ее 11 ноября 1857 года как приходскую. Могила Трифона стала местом паломни­ чества богомольцев. Известный путешест­ венник Федор Литке в 1828 году назвал его "Меккой того края". Особенно заботились о святыне печенгские лопари. "Церковь, - писал кольский лесничий Константин Со- ловцов в 1862 году, - небольшая... несколь­ ко роскошная, иконостас... с ярко позоло­ ченной резьбою; некоторые иконы в посе- ребрянных окладах, пелены, ризы из поря­ дочной парчи... гробницы святого Трифона и его сподвижников покрыты хорошими шелковыми покровами... В избушках возле церкви в зимнее время живут: священник с причетником и несколько бездомных коль­ ских мещанок-старух, питающихся добро­ вольными подаяниями прихожан и бого­ мольцев." На лето они переселялись к устью реки Печенги. Священник для духов­ ных треб посещал Мурманский берег, где промышляли печенгские лопари, отправ­ лял праздничные службы. "Ежегодно 2 февраля, - продолжает Со- ловцов, - к Сретенской церкви приезжают богомольцы из Колы, Кеми и поморских се­ лений; съезжаются окрестные лопари; сте­ чение народа бывает иногда до тысячи че­ ловек: день этот зовется ярмаркою, потому что являются торгаши... с солью, платками, тесемками, сережками и другими товара­ ми... Лопари имею- обыкновение делать преимущественно в этот день оазные при­ ношения в пользу церкви, оленей, рыбу, олѳньѳ мясо, мехэ, рззныѳ хозяйственные вещи и прочее, одним словом, все; кроме денег. И все эти приношения принимаются церковным старостою, который тут же про­ дает их за деньги богомольцам и лопарям... Покупатель, выбрав нужную себе вещь, сам назначает ей произвольную цену, кото­ рую и уплачивает... Редкий дает настоящую цену, но как бы ни была эта цена мала, церковный староста принимает ее без вся­ кого возражения: считается, что все прино­ шения делаются святому Трифону, следо­ вательно. он и продает их сам, а староста есть только исполнитель его воли... Если же кто. имея средства, с намерением даст малую цену, гот будет наказан святым Три­ фоном". Церковные службы и проповеди велись на русском языке, что мало препятствовало усвоению христианского вероучения. В XVIII веке большинство лопарей уже впол­ не владело обыденней русской речью. По подворной переписи 1782 года, в Печенг­ ском погосте из 69 лопарей хорошо знали русский язык 12 мужчин и 11 женщин, то есть почти все взрослое население. В сере­ дине XIX зека русский язык обращался на­ равне с родным. Василий Немирович-Дан­ ченко писал: "Все говорят без малейшего акцента. По способу выражений, по по­ стройке фразы вы видите, что они и думают по-русски. Это общее явление”. Лопари неплохо знали обрядовую сторо­ ну христианства, но богословская догмати­ ка была им мало известна, нередко понима­ лась превоатно. Нравственные предписа­ ния цеокви прочно вошли а сознание лопа­ рей, заметно проявлялись в миролюбии и гостеприимстве. "Коли гостг- в избе - значит, Господь тебя не оставил '... :Кого Бог воз­ любил, к тому и гостя послал"... Вот посло­ вицы и поверья лопарей", - отмечал Неми­ рович-Данченко. В народе бытовала поговорка: "Каков поп, таков и приход”. Действительно, нрав­ ственность верующих в значительной мере зависела от личности священника. Печенг- ским лопарям везло на хороших пастырей. 18 февраля 1868 года священником Сре­ тенской приходской церкви стал Констан­ тин Щеколдин. В 1874 году он был переве­ ден к соседней, Борисоглебской, церкви на Паз-реке. С 1882 до 1902 года (с неболь­ шим перерывом в конце века) в Печенгском приходе служил священник Георгий Терен­ тиев. Они стойко защищали интересы лопа­ рей при внедрении в их земли новых посе­ ленцев, много сделали для просвещения лопарей. К. П, Щеколдин перевел на лопар­ ский язык и в 1894 году напечатал Еванге­ лие от Матфея на местном наречии, а в 1895 году - учебное пособие, в котором молитва "Отче наш" и "Десять заповедей Закона Божия" были даны параллельно на русском и лопарском языках. В отчете благочинного за 1899 год гово­ рилось: "Лопари... почти все без исключе­ ния исполняют христианский долг исповеди и святого причастия... с усердием посеща­ ют богослужения, в нарочитые же дни: Кре­ щения, памяти преподобного Трифона, просветителя их предков, совершают па­ ломничества..." Священник Терентиев так отзывался о своих прихожанах-лопарях: "В вере тверды, часовни и храмы посещают, бедным подают милостыню; в несчзстии помогают, старших чтут...". (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz