Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Аборигены Кольского СёвЬра Д . , - * .JT л ИванУШАКОВ, краевед (Начало в номерах 114, 116, 121, 123.) 5. Иноземные "приходы " Обитая близ владений Швеции и Дании (точнее, Норвегии, которая с конца XIV века и до 1814 года находилась в составе Дат ского Королевства), печенгские лопари так или иначе контактировали с соседями: вели торговлю, платили им дань, отражали гра бительские нападения. В русских документах XVI - XVII веков набеги иноземцев обычно назывались "не мецкими приходами". "Немцами" на Руси в старину называли всех западных иноземцев-неславян ("немцы" - не знающие русской речи), при этом, когда требовалось указать нацио нальную принадлежность иноземцев, уточ няли: "свейские" или "свицкие немцы" - шведы, "датские немцы" - датчане (или их подданные - норвежцы), "каянские немцы" - финны северо-восточной Ботнии (до 1809 года - подданные Швеции). Крещение лопарей и возникновение рус ских селений на Мурмане обеспокоило се веро-западных соседей России. Особенно враждебно действовала Швеция. Едва успел появиться Печенгский монастырь, как стали предприниматься попытки унич тожить его. 10 августа 1556 года Иван Гроз ный послал шведскому королю Густаву гра моту, в которой писал: "А мурманской наш даншик Васюнко Конин нам бил челом (жа ловался), что твои люди Нарбатские земли (провинции Нордботнии) сына его до смер ти убили и дань нашу взяли с 20 погостов... А игумен наш.., что на Печенге против Вар- гава, и тот нам бил челом, что твои под властные люди на него ся хвалят убивст- вом и хотят монастырь наш разорити". В челобитной печенгских монахов, по данной царю в 1620 году, отмечалось: "Пе ченгский монастырь трижды свейские немцы разоряли", в результате были утра чены подлинные жалованные грамоты, вы данные братии ("изгибли в немецкой при ход"). Самый жестокий погром Печенги шведы учинили в 1589 году. Приходчики имели приказ короля Юхана III (1568-1592) пого ловно уничтожить все русское население в крае, "истребить все, что можно". Шведы предприняли широкое наступле ние на Кольский Север. В мае 1589 года они разгромили Кандалакшу - умертвили 450 человек, затем разграбили и выжгли Ковду, Умбу и ряд других поморских селений. Осе нью отправились громить западный Мур- ман. Соловецкая летопись старца Петра Ловушки сообщает: "Грех ради наших, при ходили немецкие люди в Печенской монас тырь войною... Церкви и монастырь пожгли, и игумена Гурья, и братью и слуг побили, и казну монастырскую взяли, и стояли в Пе ченге 10 дней". В донесении кольского подьячего Ивана Махонина приводятся более подробные и точные сведения: "Того же 7098 году (от так называемого "сотворения мира")... в нояб ре в 30 числе, свейские же немцы воеводы Кавпеи приходили в лопские погосты и к монастырю Печенскому, да тот монастырь сожгли, а старцев слуг и трудников побили, и многую казну монастырскую поимали: церковного строенья и сосудов серебря ных, и денег, и платья, и сукон, и соболей, и лисиц... и хлеба и соли на 45107 рублев. Дворы многие и суда морские и речные пожгли и пограбили, а в тех судах товаров всяких по смете Кольской волости на 33247 рублев". (О реальном значении указанных сумм можно судить по тому, что конь на Мурмане стоил тогда 3 рубля, пуд муки - 6 копеек, лодья с оснасткой -17 рублей, двор в Коле -15 рублей.) Согласно преданию, захватчики Печенг- ского монастыря воспользовались тем, что монахи и слуги отмечали праздник - день памяти святого апостола Андрея Перво званного, все находились на молитве и не оказали врагу никакого сопротивления. Сбылось предсказание Трифона, умерше го 15 декабря 1583 года: "Будет на сию обитель тяжкое искушение, и многие при мут мучение от острия меча, но Бог силен и паки (опять) обновит свою обитель". Предводительствовал отрядом, громив шим Печенгу, известный в Швеции воена чальник Везайнен, уроженец местности Ийо в Финляндии. Из-под Печенги с награб ленной добычей он отправился в Нордбот- нию, а воевода Кавпи со своим отрядом - брать Колу. В пути один из русских пленных убил Везайнена. Под Колой шведы потер пели полное поражение. Коляне, пишет упомянутый Петр Ловушка, "немецких людей побили 60 человек, а живых в острог взяли 30 человек". Среди взятых в плен оказался и воевода Кавпи, которого вместе с донесением о победе колян отправили в Москву. Летом 1590 года на Печенгу приехали из Варде датские чиновники. Они собрали по дробные сведения о случившемся, соста вили список погибших и обо всем донесли своему правительству. "От монастыря,- со общали варгавцы,- не осталось ни одного строения, кроме бани, стоявшей невдале ке, да двух землянок, находившихся на двух маленьких островках, куда шведы не могли проникнуть". Кроме монашеской бра тии (41 человека) захватчики убили 51 мо настырского работника и 37 лопарей, в том числе женщин и детей. В Сретенском ските, в 18 верстах от мо настыря, где находилась могила Трифона, шведы убили его учеников Иону и Германа. Из всей братии уцелело 5 монахов из тех, что были в отъезде по хозяйственным и другим делам. Они похоронили после ухода шведов 116 человек на месте их му ченической гибели, а Иону и Германа - рядом с Трифоном. Новый игумен Печенгского монастыря Живоначальной Троицы Васьян в 1591 году получил царское повеление: из опасения "прихода немецких людей строить им мо настырь в Кольском остроге (военном ук реплении, сооруженном в 1583-1584 годах), у церкви Благовещения Пречистыя Богоро дицы, кельи поставити и ограду около мо настыря...” Монастырь обосновался в Коле. На Печенге, возле лопарского погоста, мо нахи завели только хозяйственные службы и поставили часовенку. В описи 1608 года сказано: "На усть реки Печенги... 2 кельи, а в них живут старцы Печенского монастыря, переменялся по годом, приезжая из монас тыря (в Коле), да 2 анбара, да поварня, да двор коровей, да хлев, да баня, да 15 мест келейных". Среди монастырских работни ков упоминаются и лопари. Иной характер носили "приходы" датских людей. Они приезжали вооруженными от рядами собирать дань по исстари заведен ному обычаю, чинили насилия и взимали "кормы" себе не по окладу. Печенгские ло пари платили датскому королю "по алтыну (3 копейки) с человека". С 1591 года с 10 человек, записанных в оклад, стали брать по 30 копеек с человека, сверх того варгавский сборщик Иосиф Мартенссон требовал 3-4 векуя (векуй - 18,4 килограм ма) сухой трески, оленей на отвоз дани и продукты на пропитание. В одной из жалоб, поданных королю Христиану IV, лопари просили защитить их от произвола данщи- ка, который "бьет и мучит нещадно, и в железа кует, и на мороз мечет... емлет корму много, не по старине..." Королевские данщики пытались прину дить и монахов платить поборы, утвер ждая, будто Печенгский монастырь стоит на датской земле. В жалованной грамоте царя Федора Ивановича 1591 года указыва лось: если "немецкие дацкие люди учнут к ним, впредь приезжая, каких оброков и дани и с рыбы десятины у них просить, и им, немецким людем велено отказывать, что та земля Лопская и искони вечная вот чина наша, великого государя, а не датско го короля". В 1602 году датские власти не пропусти ли русских сборщиков дани в Финмаркен. В ответ царское правительство запретило впускать на Кольский полуостров датских данщиков. Общий округ сбора дани с лопа рей прекратил свое существование. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz