Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Аборигены Кольского СёвЬра Д . , - * .JT л ИванУШАКОВ, краевед (Начало в номерах 114, 116, 121, 123.) 5. Иноземные "приходы " Обитая близ владений Швеции и Дании (точнее, Норвегии, которая с конца XIV века и до 1814 года находилась в составе Дат­ ского Королевства), печенгские лопари так или иначе контактировали с соседями: вели торговлю, платили им дань, отражали гра­ бительские нападения. В русских документах XVI - XVII веков набеги иноземцев обычно назывались "не­ мецкими приходами". "Немцами" на Руси в старину называли всех западных иноземцев-неславян ("немцы" - не знающие русской речи), при этом, когда требовалось указать нацио­ нальную принадлежность иноземцев, уточ­ няли: "свейские" или "свицкие немцы" - шведы, "датские немцы" - датчане (или их подданные - норвежцы), "каянские немцы" - финны северо-восточной Ботнии (до 1809 года - подданные Швеции). Крещение лопарей и возникновение рус­ ских селений на Мурмане обеспокоило се­ веро-западных соседей России. Особенно враждебно действовала Швеция. Едва успел появиться Печенгский монастырь, как стали предприниматься попытки унич­ тожить его. 10 августа 1556 года Иван Гроз­ ный послал шведскому королю Густаву гра­ моту, в которой писал: "А мурманской наш даншик Васюнко Конин нам бил челом (жа­ ловался), что твои люди Нарбатские земли (провинции Нордботнии) сына его до смер­ ти убили и дань нашу взяли с 20 погостов... А игумен наш.., что на Печенге против Вар- гава, и тот нам бил челом, что твои под­ властные люди на него ся хвалят убивст- вом и хотят монастырь наш разорити". В челобитной печенгских монахов, по­ данной царю в 1620 году, отмечалось: "Пе­ ченгский монастырь трижды свейские немцы разоряли", в результате были утра­ чены подлинные жалованные грамоты, вы­ данные братии ("изгибли в немецкой при­ ход"). Самый жестокий погром Печенги шведы учинили в 1589 году. Приходчики имели приказ короля Юхана III (1568-1592) пого­ ловно уничтожить все русское население в крае, "истребить все, что можно". Шведы предприняли широкое наступле­ ние на Кольский Север. В мае 1589 года они разгромили Кандалакшу - умертвили 450 человек, затем разграбили и выжгли Ковду, Умбу и ряд других поморских селений. Осе­ нью отправились громить западный Мур- ман. Соловецкая летопись старца Петра Ловушки сообщает: "Грех ради наших, при­ ходили немецкие люди в Печенской монас­ тырь войною... Церкви и монастырь пожгли, и игумена Гурья, и братью и слуг побили, и казну монастырскую взяли, и стояли в Пе­ ченге 10 дней". В донесении кольского подьячего Ивана Махонина приводятся более подробные и точные сведения: "Того же 7098 году (от так называемого "сотворения мира")... в нояб­ ре в 30 числе, свейские же немцы воеводы Кавпеи приходили в лопские погосты и к монастырю Печенскому, да тот монастырь сожгли, а старцев слуг и трудников побили, и многую казну монастырскую поимали: церковного строенья и сосудов серебря­ ных, и денег, и платья, и сукон, и соболей, и лисиц... и хлеба и соли на 45107 рублев. Дворы многие и суда морские и речные пожгли и пограбили, а в тех судах товаров всяких по смете Кольской волости на 33247 рублев". (О реальном значении указанных сумм можно судить по тому, что конь на Мурмане стоил тогда 3 рубля, пуд муки - 6 копеек, лодья с оснасткой -17 рублей, двор в Коле -15 рублей.) Согласно преданию, захватчики Печенг- ского монастыря воспользовались тем, что монахи и слуги отмечали праздник - день памяти святого апостола Андрея Перво­ званного, все находились на молитве и не оказали врагу никакого сопротивления. Сбылось предсказание Трифона, умерше­ го 15 декабря 1583 года: "Будет на сию обитель тяжкое искушение, и многие при­ мут мучение от острия меча, но Бог силен и паки (опять) обновит свою обитель". Предводительствовал отрядом, громив­ шим Печенгу, известный в Швеции воена­ чальник Везайнен, уроженец местности Ийо в Финляндии. Из-под Печенги с награб­ ленной добычей он отправился в Нордбот- нию, а воевода Кавпи со своим отрядом - брать Колу. В пути один из русских пленных убил Везайнена. Под Колой шведы потер­ пели полное поражение. Коляне, пишет упомянутый Петр Ловушка, "немецких людей побили 60 человек, а живых в острог взяли 30 человек". Среди взятых в плен оказался и воевода Кавпи, которого вместе с донесением о победе колян отправили в Москву. Летом 1590 года на Печенгу приехали из Варде датские чиновники. Они собрали по­ дробные сведения о случившемся, соста­ вили список погибших и обо всем донесли своему правительству. "От монастыря,- со­ общали варгавцы,- не осталось ни одного строения, кроме бани, стоявшей невдале­ ке, да двух землянок, находившихся на двух маленьких островках, куда шведы не могли проникнуть". Кроме монашеской бра­ тии (41 человека) захватчики убили 51 мо­ настырского работника и 37 лопарей, в том числе женщин и детей. В Сретенском ските, в 18 верстах от мо­ настыря, где находилась могила Трифона, шведы убили его учеников Иону и Германа. Из всей братии уцелело 5 монахов из тех, что были в отъезде по хозяйственным и другим делам. Они похоронили после ухода шведов 116 человек на месте их му­ ченической гибели, а Иону и Германа - рядом с Трифоном. Новый игумен Печенгского монастыря Живоначальной Троицы Васьян в 1591 году получил царское повеление: из опасения "прихода немецких людей строить им мо­ настырь в Кольском остроге (военном ук­ реплении, сооруженном в 1583-1584 годах), у церкви Благовещения Пречистыя Богоро­ дицы, кельи поставити и ограду около мо­ настыря...” Монастырь обосновался в Коле. На Печенге, возле лопарского погоста, мо­ нахи завели только хозяйственные службы и поставили часовенку. В описи 1608 года сказано: "На усть реки Печенги... 2 кельи, а в них живут старцы Печенского монастыря, переменялся по годом, приезжая из монас­ тыря (в Коле), да 2 анбара, да поварня, да двор коровей, да хлев, да баня, да 15 мест келейных". Среди монастырских работни­ ков упоминаются и лопари. Иной характер носили "приходы" датских людей. Они приезжали вооруженными от­ рядами собирать дань по исстари заведен­ ному обычаю, чинили насилия и взимали "кормы" себе не по окладу. Печенгские ло­ пари платили датскому королю "по алтыну (3 копейки) с человека". С 1591 года с 10 человек, записанных в оклад, стали брать по 30 копеек с человека, сверх того варгавский сборщик Иосиф Мартенссон требовал 3-4 векуя (векуй - 18,4 килограм­ ма) сухой трески, оленей на отвоз дани и продукты на пропитание. В одной из жалоб, поданных королю Христиану IV, лопари просили защитить их от произвола данщи- ка, который "бьет и мучит нещадно, и в железа кует, и на мороз мечет... емлет корму много, не по старине..." Королевские данщики пытались прину­ дить и монахов платить поборы, утвер­ ждая, будто Печенгский монастырь стоит на датской земле. В жалованной грамоте царя Федора Ивановича 1591 года указыва­ лось: если "немецкие дацкие люди учнут к ним, впредь приезжая, каких оброков и дани и с рыбы десятины у них просить, и им, немецким людем велено отказывать, что та земля Лопская и искони вечная вот­ чина наша, великого государя, а не датско­ го короля". В 1602 году датские власти не пропусти­ ли русских сборщиков дани в Финмаркен. В ответ царское правительство запретило впускать на Кольский полуостров датских данщиков. Общий округ сбора дани с лопа­ рей прекратил свое существование. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz