Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Аборигены Кольского Севера J» • : *. Ь-4 ■,*> У '' і ’ / , 4 , 1** i-J i»* Иван УШАКОВ, краевед (Начало в номерах 114, 116, 121.) 4 * З а к р е п о щ е н и е Основанный в 1553 году Печенгский мо настырь в последующие три десятилетия превратился в крупного землевладельца- феодала. Лопари считались собственниками "ис стари" используемых ими угодий. Опреде ленная хозяйственно освоенная террито рия, с которой платилась подать государст ву, называлась луком, а сама плата - "луко вой данью". Каждый взрослый лопарь, пла тивший дань, владел своей долей в луках, закрепленных за погостом (селением). Он мог ее продавать, дарить, передавать по наследству и в приданое дочерям. Новокрещеные лопари, сообщает "Житие” Трифона, "от усердия своего от имений своих приношаху сребро (деньги) и вещи... Иные же земли и езера и реки и морские угожие воды подаваху (монасты рю) и письменными заветы утверждаху". Из того, что дарили лопари Трифону, он "ниче го себе взимая, но вся отдаяше во церковь Святыя Троице, и повелеваше за то подая ние живых о здравии, а о усопших о упокое нии Бога молити и имена их в синодики писати". В перечне угодий Печенгского монастыря сохранились имена дарителей: "новокре щеных лопарей старца (то есть постригше гося в монахи) Логина Морокова з детми, да Ефима Ногостева да Микулы Кононова в Соньеле 2 лука со всеми угодьи и с полови ной реки Печенги... Данья Кирилла Ермоли на да Онтона Спиридонова в Мотовской губе два лука... и с половиною реки Печен ги". Передача четырех луков монастырю была документально оформлена писцом Никитой Соропениным. Много угодий печенгские монахи приоб рели у лопарей покупкой. Кондрат Григо рьев, Петр Данилов и другие продали мо настырю реки Большую и Малую Уру (3 лука), Большую и Малую Лицу (3 лука), реку Китовку, часть Мотовской губы и становище Типуново (3 лука), рыбные ловли на реке Нявдеме (четверть лука). Иван Грозный, покровительствуя Печенг скому монастырю, уже в 1556 году освобо дил его от уплаты луковой дани со всех приобретенных угодий. В писцовой книге 1574 года сказано: "Государь царь и вели кий князь начальника и строителя Трифана з братьею пожаловал: дани и оброку с тех луков имати на строителе Трифане не велел... и грамота у них о том... жалован ная в монастыре есть". Права феодала-вотчинника Печенгский монастырь получил в 1581 году. По челоби тью (прошению) монашеской братии Иван Грозный пожаловал печенгских богомоль цев "вместо руги, молебных и панихидных денег для их скудости на пропитание в вот чину морскими губами: Мотовскою, Лицкою, Урскою, Печенскою, Пазрецкою и Нявдем- скою - всякими рыбными ловлями... и мор ским берегом, и его островами и реками... и горными местами и звериными ловлями и лопарями... в той Мотовской и Печенской губах... и нашими, царя и великого князя, денежными оброками и всеми доходами и волостными кормами, чтобы тем им питать ся и монастырь строить, а... приказным и всяким людем никому... в ту вотчину... не вступаться". Жалованная грамота 1581 года превра щала печенгских лопарей в крепостных людей Печенгского монастыря, обязанных платить дань (по 60 копеек в год с лука) и выполнять разные повинности в пользу своего нового владельца. В монастырском хозяйстве и на промыслах отныне работа ли не только монахи и наемные люди, но также "детеныши (сироты, выросшие на мо настырском содержании, обычно лопари) и крестьяне крещеные лопари". В податном документе начала XVII века о печенгских и мотовских лопарях сказано: "отданы в Пе ченгский монастырь в крестьян место и с тое поры дани государевой в Кольской ост рог не платят". Положение печенгских ло парей существенно не изменилось: раньше они платили подати и исполняли некоторые натуральные повинности в пользу государ ства, теперь - в пользу феодала-монасты- ря. Стало лишь иным юридическое состоя ние. Лопари утратили право распоряжаться угодьями и считались не черносошными, а вотчинными крестьянами. Четко определяет их статус писцовая книга 1608 года: "За монастырем же вверх по реке Печенге погостишко Печенское... 6 веж да бугра (землянка), а людей в них (взрослых мужчин) 21 человек. А угодей за ними никаких нет, промышляют в лете на море... в становище в Неметцком в монас тырском, а в осень., по озеркам по монас тырской вотчине, ловят белую рыбу да на лесу зверь бьют и птицу ловят - тем ся и кормят". Насчет платежей сказано: "С тех печенских лопарей и веж и с угодей... дань и оброк емлют старцы Печенгского монас тыря". Лопари работали на монастырских про мыслах как покрученники - из доли улова. Реку Печенгу они брали на оброк и ловили в ней семгу исполу. Сохранилась хозяйст венная запись 1752 года: лопари выловили за сезон 791 семгу и половину улова отдали монастырю в виде оброка. Крепостная зависимость лопарей от мо настыря прекратилась в 1764 году, когда Печенгский монастырь как оскудевший при общегосударственной реформе секуляри зации духовных вотчин окончил свое суще ствование. Его владения перешли в ведом ство Коллегии экономии. Печенгские лопа ри сначала числились "экономическими" и платили подушную подать в полуторном размере, а с 1783 года были переведены в разряд государственных крестьян и во всем уравнены с ними. Положение лопарей в печенгской вотчи не не было более тягостным по сравнению с жизнью государевых крестьян. Известный исследователь-этнограф Николай Харузин явно заблуждается, утверждая, будто "кре постная зависимость от монастыря... пере вернула в корне прежний быт лопарей", что они "терпели много невзгод... от ига монас тырского", что печенгские монахи эксплуа тировали лопарей "в самых возмутитель ных формах" ("Русские лопари". М. 1890, стр. 46, 50, 53). В действительности монас тырь, пользовавшийся поддержкой цар ской власти, в известной мере ограждал лопарей от произвола воевод и разного рода корыстных пройдох. Живя на монас тырских землях, лопари безоброчно про мышляли на озерах и в лесах, в голодное время получали ссуды у монастыря. Черно сошные лопари подвергались большему уг нетению, нежели их соседи вотчинные. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz