Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Аборигены Кольского Севера J» • : *. Ь-4 ■,*> У '' і ’ / , 4 , 1** i-J i»* Иван УШАКОВ, краевед (Начало в номерах 114, 116, 121.) 4 * З а к р е п о щ е н и е Основанный в 1553 году Печенгский мо­ настырь в последующие три десятилетия превратился в крупного землевладельца- феодала. Лопари считались собственниками "ис­ стари" используемых ими угодий. Опреде­ ленная хозяйственно освоенная террито­ рия, с которой платилась подать государст­ ву, называлась луком, а сама плата - "луко­ вой данью". Каждый взрослый лопарь, пла­ тивший дань, владел своей долей в луках, закрепленных за погостом (селением). Он мог ее продавать, дарить, передавать по наследству и в приданое дочерям. Новокрещеные лопари, сообщает "Житие” Трифона, "от усердия своего от имений своих приношаху сребро (деньги) и вещи... Иные же земли и езера и реки и морские угожие воды подаваху (монасты­ рю) и письменными заветы утверждаху". Из того, что дарили лопари Трифону, он "ниче­ го себе взимая, но вся отдаяше во церковь Святыя Троице, и повелеваше за то подая­ ние живых о здравии, а о усопших о упокое­ нии Бога молити и имена их в синодики писати". В перечне угодий Печенгского монастыря сохранились имена дарителей: "новокре­ щеных лопарей старца (то есть постригше­ гося в монахи) Логина Морокова з детми, да Ефима Ногостева да Микулы Кононова в Соньеле 2 лука со всеми угодьи и с полови­ ной реки Печенги... Данья Кирилла Ермоли­ на да Онтона Спиридонова в Мотовской губе два лука... и с половиною реки Печен­ ги". Передача четырех луков монастырю была документально оформлена писцом Никитой Соропениным. Много угодий печенгские монахи приоб­ рели у лопарей покупкой. Кондрат Григо­ рьев, Петр Данилов и другие продали мо­ настырю реки Большую и Малую Уру (3 лука), Большую и Малую Лицу (3 лука), реку Китовку, часть Мотовской губы и становище Типуново (3 лука), рыбные ловли на реке Нявдеме (четверть лука). Иван Грозный, покровительствуя Печенг­ скому монастырю, уже в 1556 году освобо­ дил его от уплаты луковой дани со всех приобретенных угодий. В писцовой книге 1574 года сказано: "Государь царь и вели­ кий князь начальника и строителя Трифана з братьею пожаловал: дани и оброку с тех луков имати на строителе Трифане не велел... и грамота у них о том... жалован­ ная в монастыре есть". Права феодала-вотчинника Печенгский монастырь получил в 1581 году. По челоби­ тью (прошению) монашеской братии Иван Грозный пожаловал печенгских богомоль­ цев "вместо руги, молебных и панихидных денег для их скудости на пропитание в вот­ чину морскими губами: Мотовскою, Лицкою, Урскою, Печенскою, Пазрецкою и Нявдем- скою - всякими рыбными ловлями... и мор­ ским берегом, и его островами и реками... и горными местами и звериными ловлями и лопарями... в той Мотовской и Печенской губах... и нашими, царя и великого князя, денежными оброками и всеми доходами и волостными кормами, чтобы тем им питать­ ся и монастырь строить, а... приказным и всяким людем никому... в ту вотчину... не вступаться". Жалованная грамота 1581 года превра­ щала печенгских лопарей в крепостных людей Печенгского монастыря, обязанных платить дань (по 60 копеек в год с лука) и выполнять разные повинности в пользу своего нового владельца. В монастырском хозяйстве и на промыслах отныне работа­ ли не только монахи и наемные люди, но также "детеныши (сироты, выросшие на мо­ настырском содержании, обычно лопари) и крестьяне крещеные лопари". В податном документе начала XVII века о печенгских и мотовских лопарях сказано: "отданы в Пе­ ченгский монастырь в крестьян место и с тое поры дани государевой в Кольской ост­ рог не платят". Положение печенгских ло­ парей существенно не изменилось: раньше они платили подати и исполняли некоторые натуральные повинности в пользу государ­ ства, теперь - в пользу феодала-монасты- ря. Стало лишь иным юридическое состоя­ ние. Лопари утратили право распоряжаться угодьями и считались не черносошными, а вотчинными крестьянами. Четко определяет их статус писцовая книга 1608 года: "За монастырем же вверх по реке Печенге погостишко Печенское... 6 веж да бугра (землянка), а людей в них (взрослых мужчин) 21 человек. А угодей за ними никаких нет, промышляют в лете на море... в становище в Неметцком в монас­ тырском, а в осень., по озеркам по монас­ тырской вотчине, ловят белую рыбу да на лесу зверь бьют и птицу ловят - тем ся и кормят". Насчет платежей сказано: "С тех печенских лопарей и веж и с угодей... дань и оброк емлют старцы Печенгского монас­ тыря". Лопари работали на монастырских про­ мыслах как покрученники - из доли улова. Реку Печенгу они брали на оброк и ловили в ней семгу исполу. Сохранилась хозяйст­ венная запись 1752 года: лопари выловили за сезон 791 семгу и половину улова отдали монастырю в виде оброка. Крепостная зависимость лопарей от мо­ настыря прекратилась в 1764 году, когда Печенгский монастырь как оскудевший при общегосударственной реформе секуляри­ зации духовных вотчин окончил свое суще­ ствование. Его владения перешли в ведом­ ство Коллегии экономии. Печенгские лопа­ ри сначала числились "экономическими" и платили подушную подать в полуторном размере, а с 1783 года были переведены в разряд государственных крестьян и во всем уравнены с ними. Положение лопарей в печенгской вотчи­ не не было более тягостным по сравнению с жизнью государевых крестьян. Известный исследователь-этнограф Николай Харузин явно заблуждается, утверждая, будто "кре­ постная зависимость от монастыря... пере­ вернула в корне прежний быт лопарей", что они "терпели много невзгод... от ига монас­ тырского", что печенгские монахи эксплуа­ тировали лопарей "в самых возмутитель­ ных формах" ("Русские лопари". М. 1890, стр. 46, 50, 53). В действительности монас­ тырь, пользовавшийся поддержкой цар­ ской власти, в известной мере ограждал лопарей от произвола воевод и разного рода корыстных пройдох. Живя на монас­ тырских землях, лопари безоброчно про­ мышляли на озерах и в лесах, в голодное время получали ссуды у монастыря. Черно­ сошные лопари подвергались большему уг­ нетению, нежели их соседи вотчинные. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz