Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Аборигены Кольского Севера ^ 7 "»■» . « j ' * • ЛА • 7 I л і ■ Иван УШАКОВ, краевед С Начало в номерах 114, 116.) 3. Принятие христианства Московские власти, подобно новгород­ ским, терпимо относились к "поганским" ве­ рованиям лопарей. Положение изменилось после 1523 года, когда шведский король Густав Ваза начал проводить Реформацию - замену католичества лютеранством. Вла­ дения Швеции прилегали к юго-западной части Кольского полуострова. Лютеранской страной стала и Дания, в конце XVI века подчинившая себе Норвегию. В России рас­ сматривали лютеранство как опасную ересь, которая может проникнуть в земли, населенные лопарями, поскольку король распорядился обратить в лютеранство и язычников-лопарей. При отсутствии между­ народно признанных границ в Заполярье это могло обернуться потерей русских вла­ дений, прилегающих к Финмаркену и Шве­ ции. Ни московское правительство, ни пра­ вославное духовенство не хотели мириться с этим. Проповедовать "русскую веру" на Коль­ ский полуостров отправились соловецкий монах Феодорит и сын священника, служив­ шего в городе Торжке, Трифон. Первый по­ селился среди лопарей на устье реки Колы, второй - на реке Печенге. О миссионерской деятельности Трифона повествуют два источника: записки гол­ ландского купца Салингена, лично знавше­ го основателя Печенгского монастыря, и "Житие преподобного Трифона", состав­ ленное на основе воспоминаний его учени­ ков. Салинген передает рассказ самого Три­ фона. Он поселился в лапландской глуши ради искупления грехов, так как, будучи во­ ином на границе, "много народу ограбил и много крови пролил". В лесу он построил себе небольшую келью и молился в ней перед иконами, которые принес с собой. Жил как отшельник, "не ел ничего, кроме рыбы, которую сам ловил, грибов и ягод". Промышлявшие на Мурмане рыбаки про­ слышали об уединенном богомольце, стали приходить к нему и просить о постройке церкви. Тогда Трифон выстроил неболь­ шую часовню, куда пригласил черного (из монахов) попа, который служил ему обедню и прочее. Тогда же надел он на себя клобук (стал монахом). После построения часовни его стало посещать еще больше народу..." "Житие" рисует Трифона как изначально­ го праведника: "от юности своея изряден постник, милостив..." Возлюбив безмолвие, он удалился " на приморие великого моря- окияна... на реку Печеньгу, в народ лопарь- ский", который жил в идолопоклонстве. Три­ фон решил приобщить лопарей-язычников к христианству, рассказывал им "о истин­ ном в Троице славивом Бозе, и о потопе, и о разсеянии языков, и о Аврааме... про при­ шествие сына Божия, и о его воплощении, и о страстех (мучениях), и о воскресении..." Лопарские жрецы (кебуны) пытались из­ гнать христианского проповедника: "Трифо­ на за власы торгаху (таскали), и о землю метаху, и бияху, и пхаху". Временами Три­ фон укрывался от преследований кебунов в небольшой пещере, но не прекращал своих проповедей, беседовал с лопарями "о куплях" (видимо, стремился показать вы­ годы их от сближения с православным рус­ ским населением, товарообмена с ним). Ин­ тересная деталь: рассказывая о сыне Бо­ жьем, Трифон показывал лопарям "камень Иисуса Христа и его кровь". Согласно пре­ данию, это были красные пятна на одной из скал близ лопарского погоста. В конце концов Трифон добился согласия большинства местных лопарей креститься в "русскую веру". В Новгород (до 1682 года - центр епархии, в которую входил весь северо-запад России) отправилась делега­ ция с выражением желания лопарей при­ нять христианство. Об этом сообщается в нескольких летописях под 7041 (1532-33) годом. "Тоя же зимы, - говорится в Никонов­ ской (или Патриаршей) летописи, - ... при- ехаша в Великий Новгород лопляне Мур­ манского моря и били челом преосвящен­ ному Макарию и просили антиминсов (свя­ щенных покрывал в церковный алтарь) и священников церкви Божиа свящати и самим просветитися святым крещением. И боголюбивый архиепископ Макарий посла от соборныя церкве святей Софеи священ­ ника и диакона, и они, ехавше, церкви Божиа свящали... и самих многых крести- ша... лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру". Новгородские плотники срубили на Пе­ ченге церковь во имя Троицы, а священник Илья освятил ее и совершил обряд креще­ ния лопарей. Трифон не считал свое дело оконченным. Он решил упрочить его созданием экономи­ чески прочной монастырской обители, чтобы оградить российскую Лапландию "от тамо блиских стран - от люторския и калвин- ския ереси". В течение восьми лет он соби­ рал "милостыню" - средства для устройства монастыря. Он побывал не только в Новго­ роде, но и в Москве. Сам царь Иван Гроз­ ный дал ему колокола и богатую церковную утварь, а царевич - свою одежду. В середине XVI века на Мурманском море стали развиваться рыбные промыслы бе­ ломорских жителей и двинян. Кандалакш­ ские крестьяне поселились при устье реки Колы, образовав первую на Мурмане рус­ скую "волость". По словам Салингена, к обители Трифона "приезжали рыбаки и жертвовали рыбу... благодаря таким.дарам построен был большой монастырь... В 1565 году монахов было около двадцати и при­ близительно тридцать монастырских ра­ ботников... В 1572 году было уже около пятидесяти монахов и двухсот бельцов, ко­ торые были заняты постройкой новой цер­ кви". Печенгская обитель стала вторым (после Колы) русским поселением на Мур­ мане. Принятие православной веры - важней­ шее событие в жизни печенгских лопарей. Оно знаменовало существенный поворот в духовном и социальном развитии лопар­ ской народности. Менялось мировоззрение лопарей, усваивались новые понятия о власти, собственности и смысле жизни. Между единоверным русским и лопарским населением края устанавливались более тесные и дружественные отношения. При­ нятие новой религии способствовало рас­ пространению среди лопарей русского языка и усвоению достижений русской куль­ туры. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz