Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Аборигены К Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в номере 114.) г. в новгородском ПОДДАНСТВЕ В 1032 году новгородцы в своем движе­ нии на север достигли Белого моря. К концу XI века они дошли до Югры (Северного Зауралья). В XII веке, как показывают архе­ ологические раскопки, русские уже посеща­ ли Терский берег - юго-восточные окраины Кольского полуострова. Новгород обложил лопарей легкой данью и взял их под свое покровительство. Первое документальное свидетельство об этом содержится в Новго­ родской летописи под 1216 годом, когда в Липицкой битве под Суздалем погиб знат­ ный новгородец Семьюн Петриловиц - "тер­ ский данник", то есть сборщик дани с тер­ ской земли. Кольский полуостров в то время носил название Терский наволок. Возможно, власть Новгорода простиралась вплоть до Печенги. На западном Мурмане начались столкновения русских с норвежцами, кото­ рые проникли в Финмаркен и пытались рас­ ширить свои владения. В 1251 году по инициативе князя Алек­ сандра Невского был заключен договор между Норвегией и Новгородом о сборе дани с лопарей: русские получили право взимать дань в Финмаркене вплоть доЛюн- генфьорда, а норвежцы - с лопарей Коль­ ского полуострова. Обе стороны обязались брать с каждого лопаря-охотника не более пяти беличьих шкурок в год. Государствен­ ной границы между странами в Заполярье не устанавливалось: вся территория, засе­ ленная лопарями, считалась общим окру­ гом сбора дани. ' ' Печенгские лопари, подобно прочим, стали двоеданными, то есть платящими дань сразу двум государствам. С территории Норвегии на Кольский полуостров совершались грабительские нападения скандинавских авантюристов - искателей славы и добычи. В ответ новго­ родские власти поручали двинским воево­ дам и карельским "валитам" (наместникам) предпринимать морские походы против "мурман" (так тогда русские называли нор­ вежцев и других жителей Северной Сканди­ навии). Военные действия между "мурма- нами" и новгородскими силами происходи­ ли в 1271, 1279, 1302, 1303 годах. Для закрепления своего господства над Финмаркеном и защиты окраинных владе­ ний норвежцы в 1307 году построили на небольшом островке близ восточной око­ нечности полуострова Варангер укрепле­ ние Вардехус ("Сторожевой дом”); русские называли его Варгав, ныне здесь город Варде. В XIV веке Кольский полуостров факти­ чески находился во владении Новгорода, а Финмаркен - Норвегии, но прежний порядок сбора дани сохранялся. Согласно преданию, записанному в 1592 году, закрепил Мурман как русское владе­ ние карельский посадник Василий Валит, который разгромил норвежцев "на Варенге" и на морском острове близ устья реки Во- рьемы соорудил небольшую крепостцу: "А меж Печенги и Паз-реки... есть остров камен высок... тут у него для крепости... место было". В "Книге Большому Чертежу" - описании карты всему Московскому госу­ дарству, составленной в конце XVI века, - сказано: "... На море, на острову, близко к берегу Волитово городище... морским бере­ гом до усть реки Печени 30 верст". Время действий Василия Валита на Мурмане не установлено, но в источнике говорится, что Василий был поставлен наместником в Ка­ релии "от новгородских посадников... а по­ слушна была Корела к Великому Новгороду с Двинской землею", то есть до 1478 года, когда новгородская земля со всеми ее вла­ дениями перешла под власть Москвы. За два с половиной века пребывания в новгородском подданстве лопари сблизи­ лись.с русскими людьми, приезжавшими к ним с товарами, и с теми, что поселились на Терском берегу, многое заимствовали из трудового опыта поморов. Новгородские власти почти не вмешивались во внутрен­ нюю жизнь лопарей, не пытались менять их религиозные верования и обычаи. Русско­ му послу Григорию Истоме, ехавшему в Данию через северные воды в 1496 году, лопари на Мурмане говорили, что они, за­ платив годовую дань мехами и рыбой, уже "никому ничего не должны и ни от кого более не зависят". (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz