Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

вншшнишнінііишиницінциішшмітіінііццтціііиніііцііініаіііііііііцііініпіііііиііііп»нінппііпіншіііпц>іитніііііііницшін»іі»іішниііиіиіііпнііііиіннііііііінннінііииііи>»і»ішішіііт> Вымирали ли лопари в досоветское время? iitfim iiiiiiifitiiiiiitiiiiiiiiiitiiiiiiiiitiiiiiitiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiitifiiiifiiitiiiifiiiiiitfiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiffiiiiiiiiiiH iiiiiiiiiitiiH itiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiifiiiiiiiiiiiiiiifiiiiiiiiiitiiiiiititiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiia iiifiiiiH i Иван УШАКОВ, краевед Д о 70-х годов прошлого века такого вопроса ни у кого не возникало. Но с развитием капитализма на Край­ ний Север устремились любители легкой наживы. Началась колонизация Мурман­ ского берега. Энергичные поселенцы стали оттеснять лопарей от устьев сему­ жьих рек. На Мурмане появилось много торговцев норвежским ромом — напит­ ком, крайне вредным для здоровья (за­ прещенным для употребления в самой Норвегии). С Мурмана торгаши везли дья­ вольское зелье в лопарские погосты, спаивали и обманывали лопарей. Передовая русская общественность за­ била тревогу, требовала оградить жите­ лей Лапландии от ромоторговцев. В мар­ те 1886 года правительство запретило ко­ лонистам торговать спиртными напитка­ ми, но при слабом административном надзоре контрабандисты время от време­ ни, под видом скупки пушнины и рыбы проникали в погосты и угощали лопарей русской водкой (которую колонистам раз­ решалось получать из Архангельска "для своего употребления” ). Первым о судьбе лопарей высказался антрополог А. И. Кельсиев. Проезжая по лопарским погостам в 1877 году, он об­ ратил внимание на то, что число детей в лопарских семьях почти не превышает число родителей. Учитывая значительную детскую смертность при полукочевом тундровом быте, Кельсиев сделал следу­ ющий вывод: "Племя лопарей ежегодно убывает... Главная причина их печально­ го положения и вымирания есть нежела­ ние перейти к оседлой жизни... Лопари претерпевают ужасные страдания, сидят иногда по полугоду без хлеба и соли на одной сушеной рыбе” . И сследователь промысловой жизни на Мурмане В. Л. Кушелев в 1885 году нарисовал самую мрачную картину быта лопарей, которые, по его мнению, быстро вымирают от болезней и пьянства. "Не пройдет и четверти века, — писал Кушелев, — как племя лопарей, в силу сложившихся обстоятельств, будет принадлежать к числу вымерших пле­ мен” . Этнограф Н. Н. Харузин, главный ис­ следователь быта российских лопарей, спустя десять лет после Кельсиева об­ ратился к материалам метрических книг, содержащих фактические сведения о рождаемости и смертности лопарей. На основании достоверных (хотя и частич­ ных) данных ученый пришел к заключе­ нию: "Говорить о вымирании лопарей по­ ка преждевременно” , численность их, не­ смотря на неблагоприятные условия жиз­ ни, понемногу увеличивается, лопарское племя еще сохраняет жизненные силы, но они вымрут, если вскоре ” не придет помощь извне” , которая позволит лопа­ рям "покинуть свой полукочевой быт... и перейти к полной оседлости... Остается лишь пожелать, чтобы эта помощь при­ шла скорее...” В 1893 году по вопросу о судьбе малых северных народностей выступил в печати и на заседании Общества охранения на­ родного здравия профессор А. И. Якобий. Он посетил многие местности Крайнего Севера Европейской России и пришел к выводу — наступило время спасать инородческие племена от исчезновения. Аборигены Севера, по мнению Якобия, находились в "детской фазе своего куль­ турного развития. Они отлично приспосо­ блены к своей стране и, несмотря на то, вымирают медленно, год за годом, семья за семьей” . Происходит это в силу наплы­ ва "людей с идеалами рынка” — 'аван­ тюристов, торговцев, промышленников, компаний и прочих, которые разоряют инородческую страну... хищническими приемами эксплуатации природных бо­ гатств — пушных зверей, рыбы, водяных и лесных птиц, пастбищ, лесов и проче­ го” , которым "чужого добра не жалко" и которые на все смотрят "исключитель­ но с рыночной точки зрения” . Якобий призвал лучших людей русского общест­ ва стать на защиту обреченных на гибель аборигенов Севера и сам наметил ’’меры помощи” народностям Севера ("школы с интернатом для детей бедных инород­ ческих семей, врачи со складами медика­ ментов” и т. д.). И сследование Харузина не прояс­ нило вопроса, вымирают ли лопари. Сам он заявил, что его цифровые выкладки, неполны и дают "довольно шаткое основание для составления како­ го бы то ни было вывода” . Архангельский губернатор А. П. Энге- льгардт, располагавший обстоятельными сведениями, высказался предположи­ тельно: "Лопарское племя, по-видимому, вымирает или, лучше сказать, постепен­ но исчезает и смешивается с соседними племенами” . Вопрос о судьбе лопарей продолжал обсуждаться и в начале XX века. В печа­ ти выступил знаток Мурмана, ученый-зоо­ лог Г. Ф. Гёбель. Надменный немец счи­ тал бессмысленным принимать какие-ли­ бо меры для спасения лопарей, которые обречены на гибель самим ходом раз­ вития цивилизации. "Способны ли они превратиться из кочующего, малокуль­ турного племени в культурный оседлый народ или нет?" — вопрошал Гёбель и под свой ответ подводил "теоретичес­ кую основу". Несмотря на длительное об­ щение с русским населением, лопарь ос­ тался "кочевником, совершенно неспо­ собным к культуре" и потому подвержен "естественному закону, по которому все малоспособные к культуре охотничьи и кочевые племена, приходя в соприкос­ новение с культурными народами, исче­ зают с лица земли...” Расистские рассуждения Гёбеля не на­ шли поддержки у русской общественнос­ ти. "Это племя, — писал о российских лопарях социал-демократ А. С. Розанов в 1906 году, — далеко не безнадежно в смысле его жизнеспособности и приоб­ щения к культуре” . Он указывал на при­ мере Норвегии где создали условия, поз­ волявшие лопарям "приобщиться ко все­ му человечеству” , и призывал: "Пора вступить на этот путь и нам” . Довольно обоснованно высказал свое мнение о том, что ’’для русских лопарей не насту­ пил еще процесс вымирания” , И. Н. Шма­ ков, который долгое время работал вра­ чом в Лапландии. Он собрал и обобщил сведения метрических книг за 111 лет и выявил устойчивое превышение рожда­ емости лопарей над их смертностью (2,9 процента в год). "Русские лопари, — пи­ сал Шмаков в 1909 году, — несмотря на суровые климатические условия, полуко­ чевую жизнь, полную невзгод и лишений, имеют еще достаточно жизненных сил, чтобы, хотя медленно, расти и увеличи­ ваться” . Доктор Шмаков указал причины, снижающие темпы прироста лопарского населения. Это прежде всего высокая детская смертность (до 40 процентов ло­ парей умирало в возрасте до 10 лет) — следствие тяжелых условий жизни в тундре, а также ассимиляция, то есть переход в состав другого народа вслед­ ствие усвоения его культуры (языка, обы­ чаев и т. п.). Метисация (вхождение в сос­ тав другого народа путем смешанных браков) большого значения не имела. За последние двадцать лет, отмечал Шма­ ков, был лишь один случай, когда "рус­ ская вышла замуж за богатого лопаря” . О ба процесса — и ассимиляция, и метисация — протекали стихийно. Лопари переходили в состав русско­ го населения абсолютно добровольно, так же, как в Северной Скандинавии часть лопарей переходила в среду более культурного соседнего финского, швед­ ского и норвежского населения. В советское время обнаружилось стремление всячески чернить "проклятое прошлое” и восхвалять все, что нес стра­ не новый, социалистический строй. Наряду с серьезными исследованиями (В. К. Алымова, позднее А. А. и Т. А. Киселевых) появились низкопробные со­ чинения по истории лопарей. Широко бы­ товали предвзятые и поверхностные суж­ дения. Так, в наиболее популярной (и неплохой!) книге Е. А. Двинина "Край, в котором мы живем” (1959 год) о лопа­ рях говорилось: "Полудикие, полуголод­ ные, лишенные света культуры, саами находились на грани вымирания... Вели­ кая Октябрьская социалистическая рево­ люция спасла саами Кольского полуост­ рова от полного исчезновения". В пар­ тийной пропаганде и массовой печати жизнь лопарей при царизме изобража­ лась не иначе как мученической. Первый секретарь Ловозерского райкома КПСС В. М. Гришин писал о лопарях: "Забытый и вымиравший в прошлом маленький са­ амский народ” . Почти так же отзывалась о лопарях Т. В. Лукьянченко в фундамен­ тальном научном издании "Народы евро­ пейской части СССР” : это "невежествен­ ный, отсталый, стоявший на грани выми­ рания народ” (1964 год). Хотя в литературе последнего времени такие утверждения опровергнуты, они по привычке все еще имеют хождение среди определенного круга людей. Поэтому следует снова обратиться к дореволюци­ онной судьбе лопарского народа. Материалов для правильного суждения о том, вымирали ли лопари, сохранилось достаточно. Возьму данные трех наи­ более тщательно проведенных перепи­ сей населения Кольского полуострова. В 1608 году царский писец А. И. Михалков провел учет налогопла- тельщиков-лопарей. К ним относи­ лись взрослые мужчины — владельцы промысловых угодий. Из податного окла­ да не исключались и те, кто не мог зани­ маться лесной охотой, но являлся равно­ правным членом лопарского погоста (на Печенге — "Павлик Вастьянов сын уве­ чен очима слеп” ; в Мотке — "Мишка хромой” ). В пределах Кольского полуост­ рова Михалков записал в оклад 380 чело­ век, живших в 140 вежах. С прибавлени­ ем женщин и детей это дает в сумме немногим более 1000 человек. Число ло­ парей, живших в русских селениях, мо­ настырях — за пределами погостов, не­ значительно, и общей картины они не меняют (например, в Коле отмечены "Степашко Дементьев сын лопин да сес­ тра его лопка Иришка Ондреева дочь" из Муномашского погоста). В 1782 году проводилась четвертая ре­ визия — подробная подворная перепись всех лопарей Кольского уезда. Она пока­ зала в погостах 1359 человек (243 семьи). Небольшое число лопарей жило в рус­ ских селениях. Общую численность ло­ парского населения можно определить в 1400 человек обоего пола, возможно, даже и немного больше. !Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz