Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
вншшнишнінііишиницінциішшмітіінііццтціііиніііцііініаіііііііііцііініпіііііиііііп»нінппііпіншіііпц>іитніііііііницшін»іі»іішниііиіиіііпнііііиіннііііііінннінііииііи>»і»ішішіііт> Вымирали ли лопари в досоветское время? iitfim iiiiiiifitiiiiiitiiiiiiiiiitiiiiiiiiitiiiiiitiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiitifiiiifiiitiiiifiiiiiitfiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiffiiiiiiiiiiH iiiiiiiiiitiiH itiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiifiiiiiiiiiiiiiiifiiiiiiiiiitiiiiiititiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiia iiifiiiiH i Иван УШАКОВ, краевед Д о 70-х годов прошлого века такого вопроса ни у кого не возникало. Но с развитием капитализма на Край ний Север устремились любители легкой наживы. Началась колонизация Мурман ского берега. Энергичные поселенцы стали оттеснять лопарей от устьев сему жьих рек. На Мурмане появилось много торговцев норвежским ромом — напит ком, крайне вредным для здоровья (за прещенным для употребления в самой Норвегии). С Мурмана торгаши везли дья вольское зелье в лопарские погосты, спаивали и обманывали лопарей. Передовая русская общественность за била тревогу, требовала оградить жите лей Лапландии от ромоторговцев. В мар те 1886 года правительство запретило ко лонистам торговать спиртными напитка ми, но при слабом административном надзоре контрабандисты время от време ни, под видом скупки пушнины и рыбы проникали в погосты и угощали лопарей русской водкой (которую колонистам раз решалось получать из Архангельска "для своего употребления” ). Первым о судьбе лопарей высказался антрополог А. И. Кельсиев. Проезжая по лопарским погостам в 1877 году, он об ратил внимание на то, что число детей в лопарских семьях почти не превышает число родителей. Учитывая значительную детскую смертность при полукочевом тундровом быте, Кельсиев сделал следу ющий вывод: "Племя лопарей ежегодно убывает... Главная причина их печально го положения и вымирания есть нежела ние перейти к оседлой жизни... Лопари претерпевают ужасные страдания, сидят иногда по полугоду без хлеба и соли на одной сушеной рыбе” . И сследователь промысловой жизни на Мурмане В. Л. Кушелев в 1885 году нарисовал самую мрачную картину быта лопарей, которые, по его мнению, быстро вымирают от болезней и пьянства. "Не пройдет и четверти века, — писал Кушелев, — как племя лопарей, в силу сложившихся обстоятельств, будет принадлежать к числу вымерших пле мен” . Этнограф Н. Н. Харузин, главный ис следователь быта российских лопарей, спустя десять лет после Кельсиева об ратился к материалам метрических книг, содержащих фактические сведения о рождаемости и смертности лопарей. На основании достоверных (хотя и частич ных) данных ученый пришел к заключе нию: "Говорить о вымирании лопарей по ка преждевременно” , численность их, не смотря на неблагоприятные условия жиз ни, понемногу увеличивается, лопарское племя еще сохраняет жизненные силы, но они вымрут, если вскоре ” не придет помощь извне” , которая позволит лопа рям "покинуть свой полукочевой быт... и перейти к полной оседлости... Остается лишь пожелать, чтобы эта помощь при шла скорее...” В 1893 году по вопросу о судьбе малых северных народностей выступил в печати и на заседании Общества охранения на родного здравия профессор А. И. Якобий. Он посетил многие местности Крайнего Севера Европейской России и пришел к выводу — наступило время спасать инородческие племена от исчезновения. Аборигены Севера, по мнению Якобия, находились в "детской фазе своего куль турного развития. Они отлично приспосо блены к своей стране и, несмотря на то, вымирают медленно, год за годом, семья за семьей” . Происходит это в силу наплы ва "людей с идеалами рынка” — 'аван тюристов, торговцев, промышленников, компаний и прочих, которые разоряют инородческую страну... хищническими приемами эксплуатации природных бо гатств — пушных зверей, рыбы, водяных и лесных птиц, пастбищ, лесов и проче го” , которым "чужого добра не жалко" и которые на все смотрят "исключитель но с рыночной точки зрения” . Якобий призвал лучших людей русского общест ва стать на защиту обреченных на гибель аборигенов Севера и сам наметил ’’меры помощи” народностям Севера ("школы с интернатом для детей бедных инород ческих семей, врачи со складами медика ментов” и т. д.). И сследование Харузина не прояс нило вопроса, вымирают ли лопари. Сам он заявил, что его цифровые выкладки, неполны и дают "довольно шаткое основание для составления како го бы то ни было вывода” . Архангельский губернатор А. П. Энге- льгардт, располагавший обстоятельными сведениями, высказался предположи тельно: "Лопарское племя, по-видимому, вымирает или, лучше сказать, постепен но исчезает и смешивается с соседними племенами” . Вопрос о судьбе лопарей продолжал обсуждаться и в начале XX века. В печа ти выступил знаток Мурмана, ученый-зоо лог Г. Ф. Гёбель. Надменный немец счи тал бессмысленным принимать какие-ли бо меры для спасения лопарей, которые обречены на гибель самим ходом раз вития цивилизации. "Способны ли они превратиться из кочующего, малокуль турного племени в культурный оседлый народ или нет?" — вопрошал Гёбель и под свой ответ подводил "теоретичес кую основу". Несмотря на длительное об щение с русским населением, лопарь ос тался "кочевником, совершенно неспо собным к культуре" и потому подвержен "естественному закону, по которому все малоспособные к культуре охотничьи и кочевые племена, приходя в соприкос новение с культурными народами, исче зают с лица земли...” Расистские рассуждения Гёбеля не на шли поддержки у русской общественнос ти. "Это племя, — писал о российских лопарях социал-демократ А. С. Розанов в 1906 году, — далеко не безнадежно в смысле его жизнеспособности и приоб щения к культуре” . Он указывал на при мере Норвегии где создали условия, поз волявшие лопарям "приобщиться ко все му человечеству” , и призывал: "Пора вступить на этот путь и нам” . Довольно обоснованно высказал свое мнение о том, что ’’для русских лопарей не насту пил еще процесс вымирания” , И. Н. Шма ков, который долгое время работал вра чом в Лапландии. Он собрал и обобщил сведения метрических книг за 111 лет и выявил устойчивое превышение рожда емости лопарей над их смертностью (2,9 процента в год). "Русские лопари, — пи сал Шмаков в 1909 году, — несмотря на суровые климатические условия, полуко чевую жизнь, полную невзгод и лишений, имеют еще достаточно жизненных сил, чтобы, хотя медленно, расти и увеличи ваться” . Доктор Шмаков указал причины, снижающие темпы прироста лопарского населения. Это прежде всего высокая детская смертность (до 40 процентов ло парей умирало в возрасте до 10 лет) — следствие тяжелых условий жизни в тундре, а также ассимиляция, то есть переход в состав другого народа вслед ствие усвоения его культуры (языка, обы чаев и т. п.). Метисация (вхождение в сос тав другого народа путем смешанных браков) большого значения не имела. За последние двадцать лет, отмечал Шма ков, был лишь один случай, когда "рус ская вышла замуж за богатого лопаря” . О ба процесса — и ассимиляция, и метисация — протекали стихийно. Лопари переходили в состав русско го населения абсолютно добровольно, так же, как в Северной Скандинавии часть лопарей переходила в среду более культурного соседнего финского, швед ского и норвежского населения. В советское время обнаружилось стремление всячески чернить "проклятое прошлое” и восхвалять все, что нес стра не новый, социалистический строй. Наряду с серьезными исследованиями (В. К. Алымова, позднее А. А. и Т. А. Киселевых) появились низкопробные со чинения по истории лопарей. Широко бы товали предвзятые и поверхностные суж дения. Так, в наиболее популярной (и неплохой!) книге Е. А. Двинина "Край, в котором мы живем” (1959 год) о лопа рях говорилось: "Полудикие, полуголод ные, лишенные света культуры, саами находились на грани вымирания... Вели кая Октябрьская социалистическая рево люция спасла саами Кольского полуост рова от полного исчезновения". В пар тийной пропаганде и массовой печати жизнь лопарей при царизме изобража лась не иначе как мученической. Первый секретарь Ловозерского райкома КПСС В. М. Гришин писал о лопарях: "Забытый и вымиравший в прошлом маленький са амский народ” . Почти так же отзывалась о лопарях Т. В. Лукьянченко в фундамен тальном научном издании "Народы евро пейской части СССР” : это "невежествен ный, отсталый, стоявший на грани выми рания народ” (1964 год). Хотя в литературе последнего времени такие утверждения опровергнуты, они по привычке все еще имеют хождение среди определенного круга людей. Поэтому следует снова обратиться к дореволюци онной судьбе лопарского народа. Материалов для правильного суждения о том, вымирали ли лопари, сохранилось достаточно. Возьму данные трех наи более тщательно проведенных перепи сей населения Кольского полуострова. В 1608 году царский писец А. И. Михалков провел учет налогопла- тельщиков-лопарей. К ним относи лись взрослые мужчины — владельцы промысловых угодий. Из податного окла да не исключались и те, кто не мог зани маться лесной охотой, но являлся равно правным членом лопарского погоста (на Печенге — "Павлик Вастьянов сын уве чен очима слеп” ; в Мотке — "Мишка хромой” ). В пределах Кольского полуост рова Михалков записал в оклад 380 чело век, живших в 140 вежах. С прибавлени ем женщин и детей это дает в сумме немногим более 1000 человек. Число ло парей, живших в русских селениях, мо настырях — за пределами погостов, не значительно, и общей картины они не меняют (например, в Коле отмечены "Степашко Дементьев сын лопин да сес тра его лопка Иришка Ондреева дочь" из Муномашского погоста). В 1782 году проводилась четвертая ре визия — подробная подворная перепись всех лопарей Кольского уезда. Она пока зала в погостах 1359 человек (243 семьи). Небольшое число лопарей жило в рус ских селениях. Общую численность ло парского населения можно определить в 1400 человек обоего пола, возможно, даже и немного больше. !Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz