Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед >' Продолжение. Начало в № 156, 161 — 163.) 9. СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО Лопари, как и русские крестьяне, жили общинами. Каждый погост являлся сель ским обществом — низшей администра тивной единицей с выборными старостой и десятскими. Несколько сельских об ществ составляли волость. Вопросы внутренней жизни лопарей решались на сходе (суйме) домохозяев — глав семей, живших единым хозяй ством. Сельский сход распределял по ду шам рыбные ловли и другие промысло вые угодья, часть общинных угодий сда вал в аренду сторонним людям, произ водил раскладку податей и сборов, на значал лиц для выполнения натуральных повинностей и распоряжений уездного начальства, определял суммы мирского капитала на различные нужды (обучение детей, лечение больных, провоз чинов ников и священника, на содержание должностных лиц и т.п.), рассматривал споры между общинниками, решал массу текущих хозяйственных и общественных вопросов. Наибольшим весом на сходе обладали старики и богатые лопари, но постанов ление (приговор) принималось большин ством голосов. В старосты выбирались самые толковые и авторитетные мужчи ны. Кильдинский погост входил в состав Кольско-лопарской волости. Выборные должностные лица (волостной старшина, его помощник, писарь, судьи, сельские старосты) подчинялись представителю царской власти, который в 60-70-х годах XIX века назывался мировым посредни ком, а затем чиновником по крестьян ским делам. Осенью 1867 года кильдинский сель ский сход обсуждал предложение архан гельского губернатора о переходе от по лукочевого быта к оседлости. В это вре мя правительство разрешило норвежцам селиться на Мурманском берегу с усло вием принятия русского подданства. При морские земли Кильдинского погоста по пали в зону колонизации пришлыми посе ленцами. Царские власти, которые обыч но не вмешивались во внутреннюю жизнь лопарей, стали пропагандировать пре имущества оседлости сравнительно с по лукочевым бытом. Лопарям обещали вы дать ссуды (по 25 рублей на корову каж дой семье) и бесплатный отпуск леса на постройку дома. Обсудив на сходе предложение губер натора, кильдинские лопари (21 семья) согласились перейти к оседлости, но уез дный исправник Красовский в донесении отмечал, что они "изъявили желание на это более из страха, так как наслыша лись, что правительство хочет продать их угодье норвежцам; при спросе моем ки льдинских лопарей, как они думают посе литься, то они заявили мне: да по-преж нему, то есть где кто жил и чем занимал ся, так и будет жить, а только чтобы угодья считались за ними” . 23 декабря 1868 года кильдинцы приня ли на сходе решение основать постоян ное селение в 20 верстах от Колы, при Грязной губе, а две семьи пожелали по ставить дворы на реке Середней. Лопари заявили, что они "высочайше дарованны ми льготами воспользоваться не жела ют” , но просят оставить их ” в нынешнем своем обществе и на прежних правах, исключив избранную ими местность для оседлой жизни из числа колоний” . Миро вой посредник Нарушевич поддержал их просьбу, обосновывая ее тем, что энер гичные пришельцы-колонисты "восполь зуются неопытностью и слабостью харак- 1 тера лопарей, конечно, во вред лопа- J рям". Побережья Кольского залива пока : были оставлены во владении кильдин- ских лопарей, і Между тем каждый год на Мурман при бывали новые поселенцы. Колонисты за- Iнимали наиболее удобные для жизни і и промысла места по Мурманскому бере- 1гу. В 1880 году на острове Кильдин посе- ?лился норвежец Юхан Эриксен и занялся скотоводством. К концу XIX века он имел 12 коров и стадо оленей. Семья его состо яла из 5 сыновей и 7 дочерей. Русские фшутку называли его кильдинским коро лем. Коляне, лишенные в 1775 году семужьх ловель, завидовали кильдинцам, кото рым принадлежало 27344 десятины ис пользуемых угодий. "Ни одна населенная местность обширной нашей губернии,— писал в декабре 1880 года городской го лова Михаил Хипагин,— не имеет во вла дении столько рыболовных угодий, как кильдинские лопари” . Многие из колян хотели приписаться к Кильдинскому по госту, но сельское общество неуклонно отклоняло их прошения. Из русских яв лялись полноправными членами киль динского общества только четыре семьи Кочуровых — потомки пугачевца Петра Кочурова, дети которого еще в конце XVI II века были зачислены в "крестьян Киль динского погоста” . Раздел угодий между общинниками происходил по уравнительному принципу. По отзыву крестьянского чиновника, ’’всякий получал по числу душ надел бе зобидный; зажиточным не дается ника кого преимущества против несостоятель ных". Лопари по опыту знали сравнитель ную ценность семужьих тонь и каждую из них приравнивали к определенному чис лу душ. Так, тоня Варламова давалась на 12 душ, Ваенга — на 8 душ, а Семенова (место, где в 1916 году возник Мурман ский торговый порт) — только на 2 души, тоня Варничная — на одну душу, а тони Абрамова и Калдеева давались "на при бавок” к какой-либо малоуловистой тоне. Однако сельские сходы, на которых распределялись эти угодья на очередное трехлетие, не всегда проходили гладко. Богатые, имевшие немало сторонников, нередко получали лучшие тони. В 1886 году грамотный лопарь Демид Неронин писал: влиятельные общинники привели лопарей ” в опьянительное состояние, и тони лучшего достоинства поступили во владение тех лиц, кои гостеприимным угождением того заслуживали” . Была не довольна и лопарка Марина Яковлева. После смерти мужа она осталась с двумя малолетними дочерьми. Угодья делились только на мужские души и ей, в виде исключения, по бедности, общество дало плохонькую тоню. Вдова подала жалобу чиновнику по крестьянским делам А. Н. Мухину. ’’Никакого удовлетворения, кро ме насмешек, я получить не могу,— заяв ляла М. Яковлева,— общество наделило меня такою бесполезною тонею под на званием "Красны Щельи", что я с трудом уловила одну маленькую семужку, и так в настоящее время остаюсь без куска хлеба... В обществе просьбам моим про тиводействуют более всего зажиточные лопари Афонасий Яковлев и Парфений Пьянов, а Александр Дмитриев и Афона сий Яковлев вытесняют меня из осеннего озерного улова рыбы, каковым угодьем муж мой покойный Иван Яковлев владел 13 лет” . При поступлении жалоб крестьянские чиновники вмешивались в дела общества и устраняли "притеснения" и споры меж ду его членами. Иногда происходили несогласия при распределении повинностей. В расчет также брались только мужские души. В соответствии с общегосударственным законодательством налогообложение менялось. В 1870 году, например, лопари платили с души: подушной подати — 1 рубль 25 копеек, оброчной подати — 2 рубля 42 копейки, земских сборов — 46 копеек, по рекрутской повинности — 75 копеек, по подводной — 78 копеек, на мирские нужды — по 2 рубля 44 ко пейки. Состоятельные общинники вноси ли платежи, падавшие на увечных, не мощных и "совершенно бедных” людей, поэтому всех платежей "падало на каж дую ревизскую душу по 13 рублей 42 с по ловиной копейки” . Это более, чем стои мость двух хороших оленей. (Окончание на 4-й стр./
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz