Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в №№ 156, 161, 162.) 7. ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ В середине XVIII века промысловая об­ становка на Мурманском море резко ухудшилась. Треска подходила к берегам позднее обычного и в меньшем количе­ стве. Монополию на скупку звериного са­ ла и сушеной рыбы получил всесильный аристократ П. И. Шувалов. Его агенты платили промышленникам лишь полови­ ну рыночной цены за их продукцию. На­ пример, пуд сала они покупали за 35—40 копеек, а продавали у Архангельска за 80. В результате обеднения сократилось число жителей, имевших собственные су­ да и занимавшихся морскими промысла­ ми. К тому же три роты кольских солдат (231 человек из них, по разрешению пра­ вительства, ходили на мурманские про­ мыслы) в 1765 году перевели на службу в Архангельск. Казна не могла закупить нужное количество рыбы на продоволь­ ственное обеспечение войск, размещен­ ных на Севере. Поморское население было недоволь­ но привилегией Шувалова, несколько раз посылало правительству прошения о пре­ кращении действия монополии, но все ос­ тавалось по-прежнему, пока на троне не утвердилась Екатерина II. В 1766 году императрица распоряди­ лась созвать представительную Комис­ сию для составления проекта нового Уло­ жения (свода законов), с тем чтобы точ­ нее определить права сословий в фео­ дально-крепостническом государстве. Лопари избрали в Уложенную комиссию своего депутата — семиостровца Захара Петровича Маркова. Отправляя его в Москву, кильдинские лопари (32 ревиз­ ских души) 26 февраля 1767 года дали ’’наказ” , в котором так обрисовали свое положение: ’’Написанные за нами по ок­ ладной книге реки Териберка, половина Колы, Средняя, Кулонга, и Орловка, с ко­ торых положено оброку в год по 26 Руб­ лев и 13 3/4 копеек, и во оных реках в прошедших годах сами не промышляли из кортомы (аренды) никто не брап, да и брать по скудости здешних обывателей стало некому. А на предь сего браны были у нас бывшими здесь Архангелого­ родского гарнизона трех рот служителя­ ми, и не токмо нам настоящую по до­ говору плату чинили, но и вперед за те ловли денги давали, из которых тот оброк и подушные денги в казну Ее император­ ского величества платили бездоимочно. А ныне за неотдачею никому объявлен­ ных рек в оброк и по малоимению тяглых людей впали мы в немалую доимку и при­ шли во всеконечное разорение и нищету, и затем впредь... тех податей платить не в состоянии” . • 1 июля 1768 года последовал указ Ека­ терины ІІ:” Отдать промысел сала и кож морских зверей, моржового зубья и рыбы трески промышленникам Архангелого­ родской губернии и всем тамошним обы­ вателям в вольную и свободную куплю и продажу". Существованию монополий пришел конец, что значительно улучшило положение трудящихся масс Русского Севера. Победно окончив войну с Турцией, цар­ ское правительство дало податному на­ селению новые облегчения. Манифест 17 марта 1775 года отменил все оброки и сборы с промысловых заведений, су­ дов, рыбных и птичьих ловель. Из госу­ дарственных налогов осталась лишь по­ душная подать. Лопарей избавили от са­ мой обременительной повинности — ям­ ской гоньбы. Дорожные станции стали сдавать на торгах тем, кто добровольно соглашался возить грузы и людей по тракту за наименьшую плату. По Учреждению о губерниях кильдин- ским лопарям в 1775 году отошли все старинные угодья, включая и те, которые принадлежали колянам по купчим грамо­ там. Вот перечень семужьих тонь, закре­ пленных за Кильдинским погостом (наде­ юсь, что это будет интересно тем, кто ныне живет на берегах Кольского залива и интересуется географическими назва­ ниями этих мест. -— И. У.): на восточной стороне — Калдеева, Варничная, Семе­ нова, Любимка, Палакорга, Купчинка, Малафеевская, Пиногорёва, Здоровой Ручей, Ереминская, Мохнаткина, Росля­ кова, Чолнопушка, Грязногубские остро­ ва, Никитина, Варламова, Ваеньга, ост­ ров Сальной, Крестова, Середняя, Анто- новска, Тюва, Березова и Волокова; на западной стороне — Сайда-губа, Екате­ рининская гавань, Шуринова, Питькова, Щелейки, Реттиевская, Филинска, Ива- рей-наволок, Великая, Красная Щелья, Кулоныа, Кондраткина, Саптановка, Ки- ев-варака, Мишукова, Коневская, Ручье- ва, Никольска, Долга-пожня, Притыка и Елова. На этих 45 тонях ежегодно вы­ лавливалось более тысячи пудов семги. Собственностью кильдинских лопарей считались и киты, выброшенные морем на берег в пределах их погоста. В недав­ нем прошлом они, разрубленные на час­ ти, доставлялись солдатами в "Кольскую промысловую контору его высокограф­ ского сиятельства Петра Ивановича Шу­ валова” . 8. ДУХОВНЫЙ МИР Лопари создали свою самобытную культуру. Они сложили множество уст­ ных произведений — сказок, бывальщин, преданий, песен, пословиц, поговорок. Некоторые из них, особенно песни на бы­ товые темы, обращались недолго, заме­ нялись другими, но такие творения, как исторические предания, легенды, пере­ давались из поколения в поколение. Они повествовали о борьбе лопарей с инозем­ ными захватчиками, отразили действи­ тельные события прошлого, когда лопи приходилось защищаться от нападений грабителей-скандинавов. Согласно ска­ заниям, лопари побеждали своих врагов (их собирательное название -— "чудь” ) обычно не оружием, а хитростью и вол­ шебством. Легенды (ловты) кончанской лопи про­ славляли храброго Лаурекаша и других героев. Кроме чуди, грабил лопарей злой Сталло-иноземец, которому "от дьявола дана большая сила” ; он являлся к лопа­ рям в латах, вооруженный кинжалом, с собакой, мог "делаться оборотнем” и оживать после смерти. События, о которых рассказывается в лопарских преданиях, всегда происхо­ дят в конкретной местности и содержат массу подробностей. Лопарские представления об окружаю­ щем мире сохранили сказки о дочери Солнца Найнас, волшебнице Аадзь, чело- веке-олене Мяндаше. Занимательны сказки о разных животных, шаловливых и изобретательных на проказы карликах чахкли. В лопарском фольклоре запечатлелось древнее мировоззрение обитателей Мур- мана — о божествах, сверхъестествен­ ных силах, загробном мире. Ряд преданий связан с именем крести­ теля лопарей преподобным Трифоном. К ним примыкает миф о возникновении острова Кильдин: защитники языческого культа (нойды) сердились на Трифона и назло ему вздумали запереть Кольскую губу; отделив от материка кусок суши, они потянули его к входу в залив, но стоявшие на берегу крещеные лопари, заметив это, закричали: "Земля! Земля!” ; кричавшие окаменели, а земля останови­ лась на море и образовала остров Киль- дин. С принятием христианства духовный мир лопарей претерпел существенные изменения. Живя поблизости от Кольско­ го собора, кильдинцы посещали богослу­ жения в церкви, слушали наставления священников, усваивали основные поня­ тия православной веры и нормы христи­ анской морали. Лопари выказывали большое почтение иконам, ежегодно зимою (2 февраля) по­ сещали могилу святого Трифона на Пе- ченге. Ученый Н. Я. Озерецковский в 1771 году отмечал: "Многие из них по боль­ шим праздникам приходят в Колу един­ ственно для того, чтобы слушать божью службу. Усердие их к вере очень видно из того, что как 1 августа исполнено было на устье реки Колы водосвящение, то бывшие при том лопари в одежде броса­ лись в воду и окунывались в ней из ува­ жения к освященной сей стихии” . Считая себя христианами, лопари не расставались и с языческими веровани­ ями, жили по принципу "Богу молись, а черта не гневи". Путешественник М. А. Кастрен свидетельствует: лопарь-извоз­ чик перед поездкой произносит молитву "Отче наш” ; в каждом погосте имеется часовня, ’’чтоб перекреститься несколько раз перед иконой; в обыденной жизни лопари строго соблюдают предписания православной церкви, но они не имеют почти никакого понятия о духе и учении христианском... везде можно слышать рассказы о сейдах, то есть каменных ку­ мирах... Жертвы им состояли по большей части из рогов и костей оленей” . Поклонение сейдам постепенно уходи­ ло из жизни, но еще в 1880 году коляне сообщали уездному исправнику, что у кильдинских лопарей близ речки Заруби- хи были священные места "около Турун- цовой и других пахт (скал) в трущобах” , где можно видеть "кости животных, при­ несенных в жертву идолам” . В 1894 году в зимнем Кильдинском по­ госте образовали церковный приход, вскоре часовню перестроили в церковь и освятили ее во имя преподобного Три­ фона Печенгского. Летом в становище на острове Кильдин "для совершения бого­ служений и треб” приезжал особо коман­ дированный священник (в 1877— 1886 го­ дах — Константин Щеколдин). Одним из просветителей кильдинских лопарей яв­ лялся священник Георгий Терентиев, ко­ торый ведал их с августа 1871 по февраль 1875 года, а потом служил кильдинским священником в 1899—1900 годах. Отец Георгий был выдающимся краеведом и защитником лопарей. С середины XIX века в среду лопарей стали проникать школьные знания. Еже­ годно несколько мальчиков из разных погостов обучались в Кольском приход­ ском училище. В числе первых кильдин­ ских лопарей получил начальное образо­ вание Павел Трофимович Дмитриев. В 1899 году в Кильдинской церковно­ приходской школе училось десять маль­ чиков и одна девочка, то есть один уча­ щийся приходился на семнадцать жите­ лей погоста. Благодаря близкому соседству с Ко­ лой, тесному общению с русским населе­ нием лопари постоянно обогащали свой духовный мир достижениями русской культуры. "Лопари,— отмечал инженер Б. А. Риппас в 1894 году,— народ весе­ лый, развитой и деликатный... Лопарь не похож на дикаря... Он знаком с различ­ ными техническими успехами цивилиза­ ции, но они мало прельщают его” . Духовные власти выражали удовлетво­ рение тем, что лопари, в отличие от коль­ ских мещан и мурманских колонистов, ’’почти все без исключения исполняют христианский долг исповеди и святого причастия, и во время короткого, трех-четырехмесячного пребывания при своей приходской церкви, с усердием по­ сещают богослужения, чтут память пре­ подобного Трифона, просветителя их предков, совершают паломничества в Пе- ченгский монастырь” . Книг лопари почти не читали. На род­ ном языке для них было издано только Евангелие от Матфея (в переводе с рус­ ского К; П. Щеколдина). В сентябре 1894 года Архангельский миссионерский ко­ митет прислал в Кильдинский погост де­ сять экземпляров этой книги. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz