Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в NsNs 156, 161.) Предписывалось, например, взыскать: "на покупку драгунских лошадей и на фураж по 5 алтын по 4 денги с вежи; да вместо брянского провианта и на струго­ вое дело (кораблестроение) по 8 алтын по 4 денги с вежи; да вместо работных людей, которым быть в Санкт-Питербурхе в нынешнем 1712 году по 20 алтын с вежи и всего по 34 алтына по 2 денги. Итоги с вежи по 5 рублев и по 5 алтын” (алтын — 3 копейки, денга — полкопейки). Согласно подворной переписи 1711 го­ да, в погосте Муномаш, который стоял "на Ваинском озере” , числилось 5 веж и 33 человека лопарей мужского пола. По окладу 1712 года они платили с каж­ дой вежи по 1Qрублей 72 копейки разных податей и сборов, не считая промысло­ вых, торговых и прочих пошлин. Ржаная мука продавалась на Мурман­ ском берегу в 1710 году по 20 копеек за пуд (16,4 кг); пуд вяленой семги стоил 50 копеек; треска — 1 копейка за рыбу; большая оленья шкура — 60 копеек, ры­ боловное судно — 2 рубля 30 копеек. Несмотря на непомерное налогообло­ жение, Кильдинский погост пережил вой­ ну без убыли населения, тогда как ряд погостов Терской лопи обезлюдели (Ка­ менский: ’’Было 8 веж, и ныне тот Камен­ ский погост пуст и жителей лопарей в нем никого нет” ; Тулванский: нет всех 9 веж, "люди померли, а иные разбре­ лись порознь” ; Пурнацкий: из 9 веж ос­ талась одна, в ней 6 человек и т. д.). По окончании войны Петр I отменил взимание прежней дани и разных экс­ тренных сборов. С 1722 года с лопарей, как и с русских крестьян, стали брать подушную подать в размере 1 рубля 14 копеек в год с мужской ("ревизской” ) души. В Кильдинском погосте в это время насчитывалось 34 души, которые платили годовой подати 38 рублей 76 копеек (вместо 53 рублей 60 копеек в 1712 году). 6. УКЛАД ЖИЗНИ Веками лопари приспосабливались к природно-климатическим условиям За­ полярья. На основе опыта многих поколе­ ний выработался наиболее рациональ­ ный способ существования. В самом об­ щем виде он сводился к периодической смене занятий и мест обитания: зимою кильдинцы пребывали там, где имелось топливо, весной, после отела оленей, шли к морю на рыбные промыслы; в кон­ це лета переселялись на озера, которых на территории погоста насчитывалось 28; по первому снегу собирали вольно гуляв­ ших оленей, и на Рождество все возвра­ щались в свой зимний погост. Основные средства к жизни кильдинцы получали от рыболовства. Оленей держа­ ли только для транспортных нужд. По­ требности в мясе и шкурах удовлетворя­ ли преимущественно путем охоты на ди­ ких оленей, пока они водились в тундре. Озерную, так называемую "белую” рыбу — сига, щук, окуней, налимов и т.п. — употребляли на собственное питание, отчасти продавали колянам, а более цен­ ная "красная" рыба — семга — почти вся шла на продажу, так же как и треска, выловленная на Мурманском море. В 1785 году архангельские власти про­ вели по особой анкете опрос лопарей, когда и чем они занимаются ("упражня­ ются” ), какие имеют источники дохода, сколько чего продают и т. д. В Кильдинском погосте в это время проживало 14 семейств (65 человек обо­ его пола) — Антоновы, Колданцовы, Со- бакины и другие, у которых, по подвор­ ной переписи, оказалось 178 оленей. От­ мечена убыль одной семьи (три души мужского пола): зажиточный лопарь Але­ ксей Чапуров женился на колянке Пара­ скеве — дочери отставного капрала Ульянова, приписался в мещанство и пе­ реехал с семьей жить в город Колу. Главное занятие кильдинцев — треско­ вый промысел: "На море промышляют в своих удебных судах, называемых шня- ками” ; продают в Кильдинском станови­ ще около 500 пудов трески, палтуса и пикши. Семги вылавливают и продают купцам около 50 пудов. Кроме диких оле­ ней и куропаток, на тундре промышляют "медведей, волков, лисиц, белок, горно­ стаев и зайцев"; около месяца перед Но­ вым годом ” в Филиппове посте промыш­ ляют на торосах нерпу и зайцев стрель­ бою из ружей” . О домашних работах ки­ льдинцы дали такое пояснение: "Зимою упражняются только в делании для себя кереж (саней для езды на оленях), в вяз­ ке неводов и сеток... Женки и девки уп­ ражняются в пряже для сеток и неводов из конопли и льну и для вязки чулков (в прядении) шерсти” . Годовой доход оди­ нокого работника составляет 30 рублей, целой семьи — до 60 рублей. В местах рыбного промысла лопари по-прежнему ставили вежи — постройки летнего типа, используемые преимущест­ венно для сна и укрытия от непогоды. В зимних погостах вежа утеплялась изну­ три шкурами, а снаружи — толстым сло­ ем дерна. В середине XVIII века начался переход к тупе — бревенчатой построй­ ке, более просторной и отапливаемой не костром, а широко открытой печью — ка­ мельком. Однако в тупах жили немногие, самые богатые лопари. Домашняя утварь в лопарском жилище состояла из медных (позднее чугунных) котлов для варки пи­ щи, деревянных ковшей, блюд, берестя­ ных туесков-солонок, берестяных скатер­ тей. Одеждой зимою служил печок — осо­ бого покроя шуба из оленьей шкуры, а летом — у мужчин кафтаны, у женщин сарафаны из разных тканей, обычно при­ обретаемые у русских торговцев. Отправляясь на охоту или в дальнюю поездку, лопарь имел при себе нож и тру- тоношу — костяной футляр, в котором хранились принадлежности для получе­ ния огня: огниво (стальная пластинка), кремень, трут (высохший "березовый гриб” ), кусочек серы, несколько смолис­ тых щепочек или другой легко воспламе­ няющийся материал. Финский лингвист М. А. Кастрен, ехав­ ший в 1842 году в Колу, рассказывает: "Любопытно видеть, как быстро русский лопарь разводит огонь: нащепает нес­ колько лучин, сломит несколько сучьев, расколет два-три чурбана, уставит и уло­ жит все это вокруг смолистого пня, и огонь готов” . Вследствие малочислен­ ности домашних оленей ягельники близ погостов выедаются медленно и потому, сообщает Кастрен, лопарские селения "могут десятки лет оставаться на одном месте” . Ученый отметил необыкновен­ ную жизнестойкость лопарей: "Суровая, непреодолимая природа заставляет их много хлопотать и трудиться... Лопарь одарен завидной способностью перено­ сить все труды и бедствия с ненаруши­ мым спокойствием” . (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz