Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 4. ПОГОСТ ’’МУНОМАШ” В НАЧАЛЕ XVII ВЕКА Первые подробные сведения о киль- динцах относятся к 1608 году, когда цар ский писец Алай Михалков провел учет тяглого (податного) населения Кольского уезда. В составленной им писцовой книге сказано: "Погост Муномош стоит над ру чьем над Ростьем (ныне это северная часть города Мурманска), а в нем живут лопари крещеные, тяглые... 15 веж, а ло парей в них 42 человека” . Это взрослые лопари-налогоплательщики. Все они по именованы: Олешка Федоров сын, Родка Прокофьев сын, Ефимка Фадеев сын и т. д. Двое имели прозвания: Гришка Турья- лец и Петрушка Литтей. Это, вероятно, выходцы из других мест, поселившиеся в Муномаше. В числе угодий, принадлежащих муно- машским лопарям, указаны тоня Якушка Шариева ’’Усть Ваенские губы” — место современного города Североморска, "То ня Семенова корга” , которая "была пре- же сего... муномошского лопина Осипка Семенова сына Корожного” ; здесь в 1915— 1916 годах возник Мурманский торговый порт. Погосту принадлежали все угодья в ни зовьях рек Колы и Туломы, по берегам Кольского залива и земли восточнее его, включая реку Териберку. На речках и лесных озерках лопари ловили "белую рыбу, а на тонях красную рыбу семгу неводами и гарвами” (ставными сетями). Остров Кильдин считался государевым владением, за лов рыбы на нем лопари платили в казну оброчную подать (30 ко пеек в год), но были освобождены "по государевой жалованной грамоте” от де сятины — промыслового налога в раз мере десятой части добытой рыбы. Муномашские лопари имели два посе ления — зимний погост на речке Росте и летний погост на острове Кильдин. В Росписи лопарским погостам 1623 года говорится: "А живут на том острову киль- динские лопари летом для рыбного про мыслу трески и палтуса” . Погост по-прежнему назван "Муномашским” , но вместе с тем появился термин ’’кильдин- ские лопари". В писцовой книге 1608 года указано Кильдинское становище как мес то промысла муномашских лопарей: ” У Кильдина острова, выезжая в море в карбасах, удят троску и палтус” . В книге голландца Яна Линсхотена, описывающей путешествие в Ледовитый океан, есть зарисовка летнего Кильдин- ского погоста, сделанная в конце июня 1594 года. С документальной точностью и большим мастерством на гравюре пока заны 16 лопарских веж (жилых шала шей), палатка сборщиков даней и по шлин; они одеты в русские кафтаны; ло парка несет им мех, вероятно, в уплату дани. Художник отразил бытовые детали: над семью вежами выходит дым — на кострах готовится горячая пища; двое подростков несут в котле питьевую воду; на берегу видны промысловые лодки; в кучи сложены связки сушеной рыбы, приготовленной на продажу, часть улова проветривается на сушильнях; двое лопа рок чинят снасти; изображены собаки на привязях, олени — один в упряжке, дру гой на воле. Позади погоста — озеро Могильное. На море — иностранные ко рабли и русские лодьи. Весьма вырази тельная картина летней жизни кильдин- цев! В начале XVII века муномашские лопа ри платили в государеву казну дани и промыслового сбора с семужьих ло- вель по 63 копейки с лука, всего — 9 руб лей 2 с четвертью копейки в год. Кроме того, ” с тех лопарей с 15 человек” взима лось в царскую казну прежняя "дань дат ского короля” в размере 5 рублей 10 копеек в год. О реальном значении этой суммы можно судить по тому, что семга в 1608 году продавалась на Мурмане по цене "сто рыб по 12 рублей” . 5. В ГОСУДАРЕВОЙ ВОТЧИНЕ В середине XVI века в землях Кончан- ской лопи возникли русские поселения Кола и Печенгский монастырь. Дания со чла это ущемлением ее прав на Лаплан дию. Она стала препятствовать торговле русских с англичанами и голландцами на Мурманском берегу. Датская эскадра за хватывала на море купеческие корабли с товарами. Чтобы упрочить свое положе ние на Мурмане, русское правительство в 1583— 1584 годах построило Кольский острог — деревянную крепость и напра вило сюда отряд стрельцов. Между Россией и Данией начался дип ломатический спор о правах сторон на владение Кольским полуостровом. Иван Грозный укорял датского короля: "Твои люди... приезжая из Варгава (ныне — Варде) в Колу, называти почали те наши земли своими... и то пригожее ли дело... задиратися, в наши земли в иско ни вечные вступатися?” Торг с иноземцами царь перевел с Мур- мана на Двину, к вновь основанному в 1584 году городу Архангельску. В ответ на протест датчан им пояснили: ” В Коле волости... торгу быти не пригоже: то мес то убогое” . Однако наибольшую опасность для края представляли не датчане и норвеж цы, а шведы, которые поставили своей целью истребить все русское население на Кольском полуострове. В 1589— 1591 годах они дважды штурмовали Кольский острог, но потерпели поражение. В тревожное время иностранных втор жений кильдинцы вели наблюдение на взморье, с тем чтобы в случае появления врага немедленно известить о том колян. Лопари ездили также на шведский рубеж ’’проведовать” , не ведутся ли там приго товления к нападению на Российскую Лапландию. Борис Годунов, вступив на престол, ре шительно отверг притязания Дании на Кольский полуостров, заявив: "Лопская земля искони вечная вотчина царского величества...” С постройкой Кольского острога на ки- льдинских лопарей легли две новые по винности — участвовать в починке город ских укреплений ("городовое дело” ) и перевозить служилых людей и казен ные грузы (’’ямская гоньба” ) на участке от Колы до Масельги. Как и в остальной России, на Кольском полуострове развивался феодализм. Се веро-западные погосты — Печенгский и Мотовский —• Иван Грозный в 1581 году пожаловал Печенгскому монастырю ”в крестьян место” (то есть в крепостное состояние). Восточные погосты — Поной- ский, Иокангский и Семиостровский — стали вотчиной Воскресенского и Крестного монастырей. Остальные ло пари, жившие ближе к ямскому тракту, связывавшему Кольский острог с Помо рьем, остались в государевой вотчине на положении черносошных крестьян (нахо дящихся в "государевом тягле” ). Наиболее обременительной повиннос тью являлась ямская гоньба. Владея об ширными угодьями, кильдинцы избави лись от нее путем соглашения с печенг- скими монахами. По договору 26 августа 1650 года лопари уступили Печенгскому монастырю в пользование обильные се мужьи ловли — "Териберская и Вороней- ское згодье” , за что монахи обязались ставить вместо лопарей ’’подводы олен- ми из Кольского острогу до Масельги и по Туломе вверх и в Терскую сторону до их Кильдинского зимного погоста” . Тяжелым ударом для лопарей явилась мобилизация их в армию на войну с Поль шей в 1655 году. С Кольского полуост рова взяли 115 человек самых здоро вых и опытных в стрельбе, в том числе из муномашского погоста — 15 человек, то есть по человеку из каждой вежи. Сколь ко из них вернулось домой, неизвестно. В последующие годы в платеже поголов ной дани возник недобор почти 3/4 преж ней суммы. Кольский воевода так объяс нял причину сокращения денежных по ступлений: ’’Доимка залегла на лопарех потому, что лопари из Кольского острога иманы были в 163 (1655) году на службу в Литовскую землю и многие там помер ли, и тое дани... сполна платить некому” . Почти непосильным бременем легла на плечи трудового населения России Се верная война (1700— 1721). Лопари, поми мо обычных поборов (поголовщины по 20 копеек с мужской души, дани по 50 копе ек с лука), платили в казну государя вновь введенные сборы: рекрутские, под водные, адмиралтейские, гривенные, но вонакладные, полуполтинные, которые в 1712 году составили сумму 2 рубля 64 копейки с каждой вежи. Ежегодно добав лялись новые сборы. (Окончание в следующем номере, і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz