Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед До прихода русского населения на Кольском полуострове обита ли три племенные группы предков современных саамов — терская лопь (по восточному побережью), лопь Верхней земли (в централь ной части полуострова) и кончанская лопь (по Мурманскому берегу, к западу от реки Териберки). Лопь жила небольшими общинами — погостами, каждый из которых владел определенной территори ей. Земли возле Кольского залива занимал погост Муномаш, позд нее получивший название Кильдинский. На территории этого пого ста в XVI веке возникла Кола, а в 1916 году — город Мурманск. Настоящие заметки посвящены дореволюционной истории Киль- динского погоста. I. ДРЕВНИЕ КИЛЬДИНЦЫ В трех километрах от города Полярно го, на Кольском заливе, находится остров Большой Олений, на котором первобыт ные жители хоронили умерших сороди чей. В 1928 году Оленеостровский могиль ник изучал археолог А. В. Шмидт. Он вскрыл одиннадцать погребений, давших обильный материал о занятиях и верова ниях древних лапландцев. В первой раскопанной могиле лежал мужчина в деревянной колоде; в правую его руку вложен кремневый кинжал, в левую — костяной гарпун, какими били морских зверей; под головой умершего — костяной нож для бытового пользова ния, четыре костля вых лощила для вы делки шкур, четыре проколки (шила), ро говой гребень для расчесывания воло кон (на изготовление пряжи для сетей), две тонкие костяные иг лы, кинжал с резным орнаментом, кремне вый наконечник стре лы, пять скребков, от- щепы из кварца и кре мнистого сланца, пластинка из клыка бобра, куски глиняно го сосуда, глина с при месью асбеста для из готовления горшков, птичьи кости. Набор вещей ясно говорит о том, что главными занятиями древних оленеостров- цев были рыбные и зверобойные про мыслы. Интересно погребе ние номер 7. В нем, по описанию архе олога, похоронен мужчина большого рос та, рядом с ним искусно обработанные изделия — положены прекрасно изготов ленный костяной нож, много гарпунов и кремневых наконечников стрел с пиль- l чатыми краями. Обращают на себя вни мание два предмета — костяная коло тушка от шаманского бубна и единствен ное во всем могильнике изделие из ме талла — медный наконечник копья дли ною в шесть с половиной сантиметров. Ученые считают, что это похоронен ста рейшина (вождь) родового коллектива, совмещавший и функции служителя ша манского культа. Находка медного наконечника позво ляет относить Оленеостровский могиль ник к эпохе раннего металла (конец II — начало I тысячелетия до нашей эры). В 1947 году Н. Н. Гуриной были най дены стоянки оленеостровцев на сосед нем острове Екатерининском. Их иссле дование дало много дополнительных све дений о быте древних обитателей этой местности. По черепу, взятому из Оленеостровско го могильника, известный ученый М. М. Герасимов создал скульптурный портрет женщины, жившей на берегах Кольского залива три тысячи лет назад (находится в Мурманском областном краеведческом музее). II. ДАННИКИ ДВУХ ГОСУДАРСТВ В VIII веке Кольский полуостров, насе ленный лопью (волость Тре, или Терская земля), вошел в состав владений Новго рода Великого — крупнейшего государ ства периода феодальной раздроблен ности Руси. На лопские земли претендовали и пра вители Норвегии. В 1251 году норвежцы и русские заключили договор, согласно которому вся территория проживания ло- пи составляла общий округ обоих госу дарств: русские получили право собирать дань с лопарей Финнмаркена (Северная Скандинавия) вплоть до Люнген-фьорда, а норвежцы на равных основаниях — с лопарей Кольского полуострова, при этом ни те, ни другие не могли брать s*e каждого лука (охотника) более пяти беличьих шкурок. Это соглашение неоднократно наруша лось. Шайки скандинавских "искателей добычи” приходили на Кольский полуост ров грабить лопарей. В ответ новгород ские войска совершали походы в Север ную Норвегию. С падением самостоятельности Новго рода, в 1478 году, волость Тре вместе с другими его владениями перешла под власть Москвы. В 1496 году в Лапландии побывал рус ский дипломат Григорий Истома, который так обрисовал жизнь лопарей: ” В качест ве дани они платят меха и рыбу, потому что другого у них нет. Заплатив же годо вую дань, они хвалятся, что никому более ничего не должны и живут независимо... Все они весьма искусные стрелки, так что, если находят на охоте каких-нибудь благородных зверей, умерщвляют их стрелою, пущенною в морду, чтобы полу чить шкуру целой и неповрежденной... Они охотно принимают купцов, которые привозят им платья из толстого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, куб ки, муку, горшки и прочее... Они носят платье, которое шьют сами из шкур раз ных зверей, и в таком одеянии иногда являются в Московию... Золотой и сереб ряной монеты они не употребляют вовсе, а довольствуются только обменом пред метов... Свои шалаши покрывают они древесною корою и нигде не имеют оп ределенных жилищ, но, истребив на од ном месте зверей и рыб, переселяются в другое” . В середине XVI века на Мурманском берегу возник международный торг. Сю да покупать русские товары стали приез жать голландцы, англичане и другие ино земцы. Лопари продавали им семгу, тре ску и пушнину. У них появились серебря ные деньги. Оба государства, взимавшие дань с лопарей, не замедлили повысить размер платежей. Норвегия, к тому вре мени уже входившая в состав Датского Королевства, требовала по 16 копеек с лука, а Россия — по 18 с половиной копеек (или натурой — 37 белок). В 1591 году датское правительство вместо луковой да ни ввело поголовщину и установило новую норму платежей — по 30 копеек с каждого плательщика дани. Сверх того сборщики дани взимали боль шие поборы в свою пользу (формально — на питание и про езд). Податное бремя стало невыносимым. 22 и кильдинцы отправили датскому королю Кри стиану IV челобитную, в которой жаловались на норвежского чи новника Юсипа (Иоси фа) Мартенсзона и его помощников, бе рущих с них помимо удвоенной дани по не скольку хлебов, а так же мясо, рыбу и мехо вые постели, при этом 'тот данщик Юсип ем- лет подводы (оленьи упряжки) сильно, бьет и мучит нещадно... в железа кует и на мороз мечет... емлет корму много, не по старине. И нам, — об ращались лопари к королю, — от их на- сильства прожить вперед не мочно. Госу дарь, смилуйся!” . Двоеданство кильдинских лопарей пре кратилось лишь в 1602 году, когда дат ские власти не пропустили русских сбор щиков дани в Финнмаркен, а кольский воевода в ответ на это запретил въезд королевских чиновников в Российскую ЛапландиНэ. * III. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В 20-х годах XVI века в Скандинавских странах на смену католичеству пришло лютеранство, которое на Руси рассматри вали как опасную ересь, способную поко лебать устои общественного порядка. Чтобы воспрепятствовать распростране нию лютеранства на Кольском полуост рове, русское духовенство с одобрения правительства направило в Заполярье проповедников православия, которые должны были приобщить язычников-ло- парей к ’’русской вере” . В землях кильдинских лопарей, близ устьев рек Туломы и Колы, поселился соловецкий монах Феодорит. Он прожил здесь несколько лет, вполне овладел ло парским языком и стал учить лопарей ’’пути спасения” — разъяснял им, как избежать вечных мучений в аду. Миролю бивый труженик, Феодорит пользовался уважением местного населения. Князь А. М. Курбский, хорошо знавший Феодо- рита, с его слов так характеризует лопа рей: "Людие зело (очень) просты и крот- цы и отнюдь всякого лукавства не искус ны, ко спасенному же пути тщаливы и охочи зело” . Познакомившись с учением Христа и обрядами православной церкви, лопари изъявили готовность принять крещение. Никоновская летопись под 1532 годом со общает: ” Тоя же зимы с Колы реки, с Ту- толоми, приехаша в Великий Новгород лопляне Мурманского моря и били челом (просили) пресвященному Макарию... прислать священников церкви Божиа свящати и самим просветитеся святым крещением” . Архиепископ отправил к ло парям ” от соборныя церкве святой Со: феи священника и диакона” , которые ос вятили храм Благовещенья и крестили "лоплян... в нашу православную и святую веру” . Феодорит перевел на лопарский язык наиболее употребительные молит вы, научил некоторых лопарей "писа нию". Принятие православия способствовало сближению лопарей с русскими людьми, в первую очередь с крестьянами, посе лившимися в устье реки Колы. Между единовременными жителями края — ло парями и русскими — стали совершаться браки, заключаться побратимство (обряд обмена нательными крестами в знак прочной дружбы и взаимопомощи) и тор говые соглашения, усилился взаимовы годный товарообмен. Лопари сдавали русским промышленникам неиспользуе мые ими рыболовные угодья. Принятие христианства явилось новым этапом в социальном и духовном разви тии лопарского народа. В сознание лопа рей входили иные представления об ок ружающем мире, закреплялись отноше ния частной собственности в распоряже нии угодьями. Обращение лопарей Кольского полу острова в православную веру позволило отвергнуть претензии Датского Королев ства на Российскую Лапландию. На снимке: древняя жительница Оле ньего острова в Кольском заливе. Скуль птурный портрет М. М. Г ерасимова. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz