Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед До прихода русского населения на Кольском полуострове обита­ ли три племенные группы предков современных саамов — терская лопь (по восточному побережью), лопь Верхней земли (в централь­ ной части полуострова) и кончанская лопь (по Мурманскому берегу, к западу от реки Териберки). Лопь жила небольшими общинами — погостами, каждый из которых владел определенной территори­ ей. Земли возле Кольского залива занимал погост Муномаш, позд­ нее получивший название Кильдинский. На территории этого пого­ ста в XVI веке возникла Кола, а в 1916 году — город Мурманск. Настоящие заметки посвящены дореволюционной истории Киль- динского погоста. I. ДРЕВНИЕ КИЛЬДИНЦЫ В трех километрах от города Полярно­ го, на Кольском заливе, находится остров Большой Олений, на котором первобыт­ ные жители хоронили умерших сороди­ чей. В 1928 году Оленеостровский могиль­ ник изучал археолог А. В. Шмидт. Он вскрыл одиннадцать погребений, давших обильный материал о занятиях и верова­ ниях древних лапландцев. В первой раскопанной могиле лежал мужчина в деревянной колоде; в правую его руку вложен кремневый кинжал, в левую — костяной гарпун, какими били морских зверей; под головой умершего — костяной нож для бытового пользова­ ния, четыре костля­ вых лощила для вы­ делки шкур, четыре проколки (шила), ро­ говой гребень для расчесывания воло­ кон (на изготовление пряжи для сетей), две тонкие костяные иг­ лы, кинжал с резным орнаментом, кремне­ вый наконечник стре­ лы, пять скребков, от- щепы из кварца и кре­ мнистого сланца, пластинка из клыка бобра, куски глиняно­ го сосуда, глина с при­ месью асбеста для из­ готовления горшков, птичьи кости. Набор вещей ясно говорит о том, что главными занятиями древних оленеостров- цев были рыбные и зверобойные про­ мыслы. Интересно погребе­ ние номер 7. В нем, по описанию архе­ олога, похоронен мужчина большого рос­ та, рядом с ним искусно обработанные изделия — положены прекрасно изготов­ ленный костяной нож, много гарпунов и кремневых наконечников стрел с пиль- l чатыми краями. Обращают на себя вни­ мание два предмета — костяная коло­ тушка от шаманского бубна и единствен­ ное во всем могильнике изделие из ме­ талла — медный наконечник копья дли­ ною в шесть с половиной сантиметров. Ученые считают, что это похоронен ста­ рейшина (вождь) родового коллектива, совмещавший и функции служителя ша­ манского культа. Находка медного наконечника позво­ ляет относить Оленеостровский могиль­ ник к эпохе раннего металла (конец II — начало I тысячелетия до нашей эры). В 1947 году Н. Н. Гуриной были най­ дены стоянки оленеостровцев на сосед­ нем острове Екатерининском. Их иссле­ дование дало много дополнительных све­ дений о быте древних обитателей этой местности. По черепу, взятому из Оленеостровско­ го могильника, известный ученый М. М. Герасимов создал скульптурный портрет женщины, жившей на берегах Кольского залива три тысячи лет назад (находится в Мурманском областном краеведческом музее). II. ДАННИКИ ДВУХ ГОСУДАРСТВ В VIII веке Кольский полуостров, насе­ ленный лопью (волость Тре, или Терская земля), вошел в состав владений Новго­ рода Великого — крупнейшего государ­ ства периода феодальной раздроблен­ ности Руси. На лопские земли претендовали и пра­ вители Норвегии. В 1251 году норвежцы и русские заключили договор, согласно которому вся территория проживания ло- пи составляла общий округ обоих госу­ дарств: русские получили право собирать дань с лопарей Финнмаркена (Северная Скандинавия) вплоть до Люнген-фьорда, а норвежцы на равных основаниях — с лопарей Кольского полуострова, при этом ни те, ни другие не могли брать s*e каждого лука (охотника) более пяти беличьих шкурок. Это соглашение неоднократно наруша­ лось. Шайки скандинавских "искателей добычи” приходили на Кольский полуост­ ров грабить лопарей. В ответ новгород­ ские войска совершали походы в Север­ ную Норвегию. С падением самостоятельности Новго­ рода, в 1478 году, волость Тре вместе с другими его владениями перешла под власть Москвы. В 1496 году в Лапландии побывал рус­ ский дипломат Григорий Истома, который так обрисовал жизнь лопарей: ” В качест­ ве дани они платят меха и рыбу, потому что другого у них нет. Заплатив же годо­ вую дань, они хвалятся, что никому более ничего не должны и живут независимо... Все они весьма искусные стрелки, так что, если находят на охоте каких-нибудь благородных зверей, умерщвляют их стрелою, пущенною в морду, чтобы полу­ чить шкуру целой и неповрежденной... Они охотно принимают купцов, которые привозят им платья из толстого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, куб­ ки, муку, горшки и прочее... Они носят платье, которое шьют сами из шкур раз­ ных зверей, и в таком одеянии иногда являются в Московию... Золотой и сереб­ ряной монеты они не употребляют вовсе, а довольствуются только обменом пред­ метов... Свои шалаши покрывают они древесною корою и нигде не имеют оп­ ределенных жилищ, но, истребив на од­ ном месте зверей и рыб, переселяются в другое” . В середине XVI века на Мурманском берегу возник международный торг. Сю­ да покупать русские товары стали приез­ жать голландцы, англичане и другие ино­ земцы. Лопари продавали им семгу, тре­ ску и пушнину. У них появились серебря­ ные деньги. Оба государства, взимавшие дань с лопарей, не замедлили повысить размер платежей. Норвегия, к тому вре­ мени уже входившая в состав Датского Королевства, требовала по 16 копеек с лука, а Россия — по 18 с половиной копеек (или натурой — 37 белок). В 1591 году датское правительство вместо луковой да­ ни ввело поголовщину и установило новую норму платежей — по 30 копеек с каждого плательщика дани. Сверх того сборщики дани взимали боль­ шие поборы в свою пользу (формально — на питание и про­ езд). Податное бремя стало невыносимым. 22 и кильдинцы отправили датскому королю Кри­ стиану IV челобитную, в которой жаловались на норвежского чи­ новника Юсипа (Иоси­ фа) Мартенсзона и его помощников, бе­ рущих с них помимо удвоенной дани по не­ скольку хлебов, а так­ же мясо, рыбу и мехо­ вые постели, при этом 'тот данщик Юсип ем- лет подводы (оленьи упряжки) сильно, бьет и мучит нещадно... в железа кует и на мороз мечет... емлет корму много, не по старине. И нам, — об­ ращались лопари к королю, — от их на- сильства прожить вперед не мочно. Госу­ дарь, смилуйся!” . Двоеданство кильдинских лопарей пре­ кратилось лишь в 1602 году, когда дат­ ские власти не пропустили русских сбор­ щиков дани в Финнмаркен, а кольский воевода в ответ на это запретил въезд королевских чиновников в Российскую ЛапландиНэ. * III. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В 20-х годах XVI века в Скандинавских странах на смену католичеству пришло лютеранство, которое на Руси рассматри­ вали как опасную ересь, способную поко­ лебать устои общественного порядка. Чтобы воспрепятствовать распростране­ нию лютеранства на Кольском полуост­ рове, русское духовенство с одобрения правительства направило в Заполярье проповедников православия, которые должны были приобщить язычников-ло- парей к ’’русской вере” . В землях кильдинских лопарей, близ устьев рек Туломы и Колы, поселился соловецкий монах Феодорит. Он прожил здесь несколько лет, вполне овладел ло­ парским языком и стал учить лопарей ’’пути спасения” — разъяснял им, как избежать вечных мучений в аду. Миролю­ бивый труженик, Феодорит пользовался уважением местного населения. Князь А. М. Курбский, хорошо знавший Феодо- рита, с его слов так характеризует лопа­ рей: "Людие зело (очень) просты и крот- цы и отнюдь всякого лукавства не искус­ ны, ко спасенному же пути тщаливы и охочи зело” . Познакомившись с учением Христа и обрядами православной церкви, лопари изъявили готовность принять крещение. Никоновская летопись под 1532 годом со­ общает: ” Тоя же зимы с Колы реки, с Ту- толоми, приехаша в Великий Новгород лопляне Мурманского моря и били челом (просили) пресвященному Макарию... прислать священников церкви Божиа свящати и самим просветитеся святым крещением” . Архиепископ отправил к ло­ парям ” от соборныя церкве святой Со: феи священника и диакона” , которые ос­ вятили храм Благовещенья и крестили "лоплян... в нашу православную и святую веру” . Феодорит перевел на лопарский язык наиболее употребительные молит­ вы, научил некоторых лопарей "писа­ нию". Принятие православия способствовало сближению лопарей с русскими людьми, в первую очередь с крестьянами, посе­ лившимися в устье реки Колы. Между единовременными жителями края — ло­ парями и русскими — стали совершаться браки, заключаться побратимство (обряд обмена нательными крестами в знак прочной дружбы и взаимопомощи) и тор­ говые соглашения, усилился взаимовы­ годный товарообмен. Лопари сдавали русским промышленникам неиспользуе­ мые ими рыболовные угодья. Принятие христианства явилось новым этапом в социальном и духовном разви­ тии лопарского народа. В сознание лопа­ рей входили иные представления об ок­ ружающем мире, закреплялись отноше­ ния частной собственности в распоряже­ нии угодьями. Обращение лопарей Кольского полу­ острова в православную веру позволило отвергнуть претензии Датского Королев­ ства на Российскую Лапландию. На снимке: древняя жительница Оле­ ньего острова в Кольском заливе. Скуль­ птурный портрет М. М. Г ерасимова. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz