Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
мыжили ПО СОСЕДСТВУ В середине XV века рус ские крестьяне поселились яа Терском берегу. Столетие спустя в Лапландии возникли Кола и Печенга. С этого вре мени русские и лопари — на роды-соседи — находились постоянном общении друг с другом. Основу их отноше ний составляла взаимная вы года. >■ Лопари с их примитивным хозяйством нуждались в то порах, котлах, ножах, рыбо ловных крючках, долотах и других инструментах. Им требовались пряжа для изго товления сетей, холсты и сук на на шитье одежды, ружья, порох и капканы для охоты. Русские торговцы достав ляли товары лопарям и в про мысловые становища, и в зимние погосты. Хозяй ство соседей перестало быть натуральным, требуя посто янного товарообмена. Русские поморы и коляне брапи в аренду у лопарей т—исконных владельцев про мысловых угодий — рыбные ловли и сенокосы, приобре тали ценные меха, семгу, Оленьи кожи, которые с вы годой для себя перепродава ли иноземным и российским ^упцам. Исследователь истории и быта лопарей этнограф Н. Харузин не вникал в пер вооснову их экономических связей с русским населени ем. В отношениях русских торговцев и простодушных лопарей он видел лишь сплошной обман и бесстыд ную "эксплоатацию” несмы шленых и доверчивых "детей тундры", так как русские продавали в два, а иногда и в три раза свои товары вы ше их архангельской цены. Так, самовар стоил 6 рублей, а лопарю продавали его за 10 — в долг, до будущего улова. Харузин страстно обличал ’’бессовестных русских кула ков” , которые спаивали ло парей и "выторговывали у них лучшие меха по басно словным (низким) ценам” . Здесь многое верно. Но верно и то, что торговля не мыслима без прибыли. Каж дый коммерсант стремится продавать подороже, купить подешевле. Бытописатели Севера от мечали постоянную долговую зависимость лопарей от скуп щиков продукции. М. Рейнеке писал: русские богачи, давая бедным лопарям вперед ’’хлеб и прочие потребности, держат их в беспрестанном у себя долгу, через что сии последние не могут ни про дать промыслов (продукции) никому другому, кроме своих заимодавцев, которых назы вают хозяевами” . Харузин видел в этом ог ромное зло. "Почти вся Лап ландия. — указывал он, — ...поделена между богаты ми колянами; одни погосты тянут к одному ’’хозяину” , другие к другому... И этот по рядок вещей продолжается уже более столетия, вредно отражаясь на благосостоя нии эксплоатируемого пле мени. разрушая окончатель но их последний достаток” . В действительности дело обстояло иначе. Лопари предпочитали иметь своего постоянного скупщика. Заез жий торговец мог заплатить за меха и семгу намного до роже местного кулака, но на этом их отношения и закан чивались. Другое дело — ’’хозяин” . Желая сохра нить выгодного поставщика рыбы и пушнины, он никогда не отказывал "своему” лопа рю дать в долг то, что ему нужно, нередко платил за не го подать, давал постой на время пребывания в селении. Русский "хозяин" был не только торговым партнером лопаря, но и его покровите лем, нередко выручавшим из бедственного положения — спасал от голода и нехват ки нужнейших вещей. Удивительно, но Харузин, объявляя русских торговцев "бессовестными эксплоата- торами” , сам же опровергает свое мнение. "Было бы ошибкой думать, — пишет он, — что коляне благоденству ют на счет лопарей... Они са ми сводят подчас еле-еле концы с концами... При про возе масса товаров у них пор тится, соль и сахар подмачи ваются... Хозяева находятся в не меньшей мере в руках лопарей, так как, отдавая им все в долг, они не гарантиро ваны от злоупотреблений до верием "хозяев” , и, если бы лопарь почему-либо не захо тел заплатить, то взять с него "хозяину” нечего; случаи же такие бывали...” Лопаря, приехавшего к ’’хозяину” , принимали ра душно, его сажали в доме на почетное место, обильно уго щали. оказывали знаки вни мания. Норвежцы и шведы, отмечает Харузин, "считая себя выше лопарей, ...выска зывают им полное пренебре жение... Русские, действи тельно, иначе относятся к ло парям: они нисколько не брезгуют лопарем, вместе с ним едят и пьют, дружатся с ним, даже заключают с ло парем побратимство, крестят у него детей...” А вот зарисовка приема русского гостя в лопарском погосте, сделанная Н. Озере- цковским: "Когда же к лопа рю... лриедет знакомый из колян, то женщины и мужчи ны тотчас складывают на своем языке песню, в кото рой гостя много раз называ ют по имени, описывают его рост, вид и убор с головы до ног и поют из всей силы... притопывая ногами” — при ветствуют и величают в ра достном возбуждении. ” Экс- плоататоров” так, конечно, не встречают. Со времен принятия право славия у лопарей существо вал обычай побратимства с русскими людьми. ’’Миро любивым характером, — от мечал бытописатель С. Мак симов, — дышат все отноше ния лопарей к русским... Пат риархально-гостеприимный в своей веже, лопарь в сно шениях своих с русскими лю бит заводить тесную дружбу, род братства, одним словом, любит блюсти вековой обы чай крестования. Угодит в чем-нибудь, понравится чем-нибудь, угостит хорошо или даст выгодную плату за промысел давний лопарский знакомец-помор — лопарь не замедлит предложить покре- стоваться, то есть обменять ся крестами, сделаться крестными братьями. Лопарь по свершении обряда обмена крестов дарит ’’крестовому” все, что есть у него лучшего: лучший олений мех, лучшую звериную шкуру — бобровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, отдарить, чем может, своего крестово го брата — лопаря” . Смешанные браки на Коль ском Севере были обычным явлением. "Русские женщи ны победнее, — сообщает Василий Немирович-Данчен ко, — с удовольствием идут замуж за богатого лопаря. Он в таком случае остается жить в селе, а не уходит в свои горы” . Знаток лопар ского быта В. Алымов писал: "Лопки — хорошие хозяйки и привычны без мужа вести хозяйство, что для рыбака или зверобоя, надолго от правляющегося на промы сел, очень ценно” . Поэтому поморы нередко женились на лопарках. Среди русского населения встречались люди, носившие фамилии Лопинцевых, Лоп- ских, Лопаревых, а среди ло парей — фамилию Русино- вых. Дружба с русским населе нием, несомненно, положи тельно сказалась на разви тии лопарской народности. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz