Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
год КОРЕННЫX НАРОДОВ «Что может быть лучше свободы?» В центральной и западной Лапландии оленей держали очень мало, только для транспортных нужд. Потреб ности в мясе и шкурах удов летворяли охотой, которая не всегда была успешной. В рационе решительно пре обладала рыба. Даже отда ленные, окраинные погосты поддерживали систематичес кие связи с Колой, покупали в ней все необходимое. По мимо хлеба приобретали сук на и такие вещи, которые обычно позволяли себе лишь те, кто имел достаток: краси вые ’сороки" — женские го ловные уборы, украшенные шелковыми вышивками с прикладом ” из красного сукна, кумача.., высаженным бисером разных цветов и оловянными пуговицами, называется "затыльник” , для девушек — "перевязки из лент шелковых и каразей- ных". В питании лопарей отсутст вовали молочные продукты. "Самок оленьих, или по-кольски важенок, — пи сал Н. Озерецковский, — они не доят, как делают швед ские лопари, которые из оле ньего молока и сыр приго товляют” . Российские же не употребляли в пищу и грибы, но собирали и заготовляли впрок ягоды — морошку, бруснику, чернику. О домашней утвари ответы были схожие: "Все вообще: как имущие, так и неимущие лопари, оловянной и медной посуды не имеют, а имеют ставцы и блюдье деревян ные, а пищу варят в медных котлах"; "делают сами для себя бочки, ушаты, ведра, чашки и лож ки” . На вопрос о денежных до ходах жители Масельги ска зали: "В доброй год лопарь с женою может достать сво им промыслом... рублев до 10, а семейной до 20; из того числа на подать государеву издерживают с каждой (муж ской) души по 3 рубля 77 ко пеек” . Терские лопари на звали более высокий доход: одинокий и непьющий ло парь зарабатывает до 25 руб лей, а семейный — до 50. В сонгельском погосте годо вой доход работящей семьи определили в 60 рублей. Однако сумма годового до хода не может служить ос новным показателем уровня жизни. Многие русские това ры выменивались на меха и рыбу. Шубы и обувь не по купали, их изготовляли сами из оленьих шкур. Хлеб стоил тогда в Коле около 70 копеек за пуд ржаной муки. Но часть полученных денег шла на по купку металлоизделий, пень ки или льна для сетей, на религиозные требы, на раз ные мирские сборы. В 1782 году при проведе нии четвертой ревизии 13 за житочных лопарских се мейств записались в коль ское мещанство, а нотозер- ский лопарь Иван Герасимов "объявил капитал в 500 руб лей” и попал таким образом в купечество. По одежде лопари обычно выглядели людьми далеко не бедными. Известный путе шественник Ф. Литке летом 1822 года посетил Иоканг- ский погост. "Лопари, — пи сал он, — имеют вид доволь но порядочный. Мужчины хо дят в суконных полукафтань ях, по большей части синего цвета, исподнем платье, су конных чулках и башмаках; женщины в сарафанах и ко кошниках или платках на го лове". На нищих никто не по ходил. По словам другого пу тешественника, В. Немирови ча-Данченко, "если лопарь разорится дотла, то спокойно идет в тупу к своему дяде, брату, куму, шурину и посе ляется в ней совершенно равноправным членом” — таков вековой обычай — помогать обедневшим со родичам. Распространено мнение о приниженности лопарей. Но вот что сообщает уче ный-антрополог А. Кельсиев, летом 1877 года побывавший в большинстве лопарских по гостов: "Заметное чувство достоинства в осанке и дви жениях лопарей происходит, конечно, от свободной жиз ни, от отсутствия класса, гне тущего капиталом, властью, либо умственным превосход ством. Лопарь не умеет при нижаться. С каждым приез жим он держит себя как с равным". Полукочевой быт обрекал лопарей на жизнь в тесных и грязных вежах или кувак- сах, затруднял устройство школ и медицинских пунктов. Многие русские деятели, же лая улучшить положение ко чевников, предлагали приоб щить их к оседлости, разве дению молочного скота, со храняя при этом традиции оленеводства. Более трех лет местные власти настойчиво агитиро вали лопарей изменить об раз жизни. Уездный исправ ник доносил: "Несмотря ни на какие убеждения и дово ды о пользе оседлой жизни, лопари положительно отка зались перейти к оседлости '. Им предлагали ссуду на по купку коровы и устройство жилья. За исключением нес- Окончание. Начало в номере 25 мая. кольких человек на это никто не согласился. Лопари заяв ляли, что они привыкли к по лукочевому быту и никакой другой им нежелателен. В от чете о поездке в лопарские погосты чиновник Красов- ский, между прочим, писал: "Пищу лопарь ест хорошую, хлеб чистый ржаной, весной, летом и осенью — рыбу све жую, а зимою мясо диких оле ней, лишений не терпит". Даже Н. Харузин, считав ший жизнь лопарей мучени ческой, ратовавший за пере ход "к полной оседлости, при которой он (народ) лишь мо жет отдохнуть от своих веко вых страданий” , признавал, что лопари питаются лучше, чем крестьяне "многих уез дов внутренней России” . В 1895 году на Кольском по луострове побывал архан гельский губернатор А. Энге- льгардт. Он беседовал со многими аборигенами, справ лялся, почему те не хотят жить культурно, по-городски. По словам Энгельгардта, ло пари говорили: "Что может быть лучше свободы, шири в тундре и шума в лесах, жиз ни в незаменимой веже или тупе? Что может быть прият нее и здоровее ежедневной пищи из свежей вкусной ры бы: форели, кумжи, хариусов, семги, сигов и прочей? Что может быть веселее той мо розной вьюги, когда по глад кой снеговой равнине вихрем несешься в своей кережке, запряженной сильными быка- ми-оленями, в свою тупу, к своей семье, где находишь у разведенного очага испе ченную свежую оленину? Нет, мы не сравним нашу приволь ную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа лучше всякого каменно го дома!” Скорее всего, лопа ри говорили не столь поэтич но, но судя по всему, их миро ощущение, любовь к укладу жизни, родной земле переда ны правильно. Губернатор, ссылаясь на сведения, полу ченные от управляющего го сударственными имущества- ми Архангельской губернии, сообщает: "Есть лопари, кото рые богаты, имеют в банке наличными деньгами по нес кольку тысяч рублей и владе ют большими стадами оле ней” . Энгельгардт пришел к за ключению, что они вряд ли пожелают променять свою привычную жизнь "на все блага культурной жизни., и еще вопрос, не будет ли та культурная жизнь, которую хотят им преждевременно на вязать, лишь способствовать скорейшему их вымиранию" Губернатор высказался за со хранение традиционного об раза жизни лопарей, "пока они сами, сближаясь с сосед ним оседлым населением,без всякого внешнего давления, постепенно не почувствуют потребности в новой жизни' Постепенно уровень жизни лопарей поднимался. В пер вую очередь это было связа но с развитием оленеводства. В 1909 году во владении лопа рей находилось 41.815 оленей — "в среднем по 139 голов на семейство” . В XIX веке в быт состоятельных людей вошли самовары, фабричная посуда, спички, керосиновые лампы. Наиболее зажиточные поку пали крупчатку, калачи, пше но, изюм, кофе, вина, масло, жилеты, брюки, мыло и целый ряд других товаров. С развитием пароходного сообщения саамы в значи тельной мере избавились от господства монополистов- скупщиков, которые крайне занижали стоимость лопар ских товаров, уменьшилась зависимость от кредиторов. На Мурмане и в селениях Тер ского берега появились про довольственные склады, в ко торых в наиболее трудное ве сеннее время можно было по лучить хлеб в ссуду. Бывший лапландский врач доктор медицины И. Шмаков в 1909 году отмечал положи тельное влияние русской культуры на быт лопарей. ” В настоящее время, — писал он, — во многих лопарских погостах встречаются избы наподобие русских (белые из бы), с тою лишь разницею, что они размерами много мень ше... Хлеб в настоящее время, с появлением у лопарей рус ских печей, вошел во всеоб щее употребление... Летняя одежда лопарей почти не от личается от одежды русских: ситцевая рубаха, серые су конные штаны, сверху нор вежские шерстяные рубаш ки ” . В истории российских лопа рей особенно тяжелыми были годы Северной войны при Петре I, 60-е годы XVIII века из-за неблагоприятной про мысловой обстановки и обни щания русского населения, времена Крымской войны, ко гда англичане и французы на рушили ход промыслов и тор говли на Кольском Севере. Несомненно, жизнь ло па рей в суровом Заполярье бы ла нелегкой, особенно в ф е одальный период, когда они подвергались непомерным поборам и насилию кольских властей. Но со всей опреде ленностью можно сказать, что в эпоху капитализма жизнь их мало-помалу ул уч шалась, и сами они вовсе не считали себя несчастным, об деленным судьбою народом. И. УШАКОВ. Краевед. ив - йксандо м
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz