Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

год КОРЕННЫX НАРОДОВ «Что может быть лучше свободы?» В центральной и западной Лапландии оленей держали очень мало, только для транспортных нужд. Потреб­ ности в мясе и шкурах удов­ летворяли охотой, которая не всегда была успешной. В рационе решительно пре­ обладала рыба. Даже отда­ ленные, окраинные погосты поддерживали систематичес­ кие связи с Колой, покупали в ней все необходимое. По­ мимо хлеба приобретали сук­ на и такие вещи, которые обычно позволяли себе лишь те, кто имел достаток: краси­ вые ’сороки" — женские го­ ловные уборы, украшенные шелковыми вышивками с прикладом ” из красного сукна, кумача.., высаженным бисером разных цветов и оловянными пуговицами, называется "затыльник” , для девушек — "перевязки из лент шелковых и каразей- ных". В питании лопарей отсутст­ вовали молочные продукты. "Самок оленьих, или по-кольски важенок, — пи­ сал Н. Озерецковский, — они не доят, как делают швед­ ские лопари, которые из оле­ ньего молока и сыр приго­ товляют” . Российские же не употребляли в пищу и грибы, но собирали и заготовляли впрок ягоды — морошку, бруснику, чернику. О домашней утвари ответы были схожие: "Все вообще: как имущие, так и неимущие лопари, оловянной и медной посуды не имеют, а имеют ставцы и блюдье деревян­ ные, а пищу варят в медных котлах"; "делают сами для себя бочки, ушаты, ведра, чашки и лож ки” . На вопрос о денежных до­ ходах жители Масельги ска­ зали: "В доброй год лопарь с женою может достать сво­ им промыслом... рублев до 10, а семейной до 20; из того числа на подать государеву издерживают с каждой (муж­ ской) души по 3 рубля 77 ко­ пеек” . Терские лопари на­ звали более высокий доход: одинокий и непьющий ло­ парь зарабатывает до 25 руб­ лей, а семейный — до 50. В сонгельском погосте годо­ вой доход работящей семьи определили в 60 рублей. Однако сумма годового до­ хода не может служить ос­ новным показателем уровня жизни. Многие русские това­ ры выменивались на меха и рыбу. Шубы и обувь не по­ купали, их изготовляли сами из оленьих шкур. Хлеб стоил тогда в Коле около 70 копеек за пуд ржаной муки. Но часть полученных денег шла на по­ купку металлоизделий, пень­ ки или льна для сетей, на религиозные требы, на раз­ ные мирские сборы. В 1782 году при проведе­ нии четвертой ревизии 13 за­ житочных лопарских се­ мейств записались в коль­ ское мещанство, а нотозер- ский лопарь Иван Герасимов "объявил капитал в 500 руб­ лей” и попал таким образом в купечество. По одежде лопари обычно выглядели людьми далеко не бедными. Известный путе­ шественник Ф. Литке летом 1822 года посетил Иоканг- ский погост. "Лопари, — пи­ сал он, — имеют вид доволь­ но порядочный. Мужчины хо­ дят в суконных полукафтань­ ях, по большей части синего цвета, исподнем платье, су­ конных чулках и башмаках; женщины в сарафанах и ко­ кошниках или платках на го­ лове". На нищих никто не по­ ходил. По словам другого пу­ тешественника, В. Немирови­ ча-Данченко, "если лопарь разорится дотла, то спокойно идет в тупу к своему дяде, брату, куму, шурину и посе­ ляется в ней совершенно равноправным членом” — таков вековой обычай — помогать обедневшим со­ родичам. Распространено мнение о приниженности лопарей. Но вот что сообщает уче­ ный-антрополог А. Кельсиев, летом 1877 года побывавший в большинстве лопарских по­ гостов: "Заметное чувство достоинства в осанке и дви­ жениях лопарей происходит, конечно, от свободной жиз­ ни, от отсутствия класса, гне­ тущего капиталом, властью, либо умственным превосход­ ством. Лопарь не умеет при­ нижаться. С каждым приез­ жим он держит себя как с равным". Полукочевой быт обрекал лопарей на жизнь в тесных и грязных вежах или кувак- сах, затруднял устройство школ и медицинских пунктов. Многие русские деятели, же­ лая улучшить положение ко­ чевников, предлагали приоб­ щить их к оседлости, разве­ дению молочного скота, со­ храняя при этом традиции оленеводства. Более трех лет местные власти настойчиво агитиро­ вали лопарей изменить об­ раз жизни. Уездный исправ­ ник доносил: "Несмотря ни на какие убеждения и дово­ ды о пользе оседлой жизни, лопари положительно отка­ зались перейти к оседлости '. Им предлагали ссуду на по­ купку коровы и устройство жилья. За исключением нес- Окончание. Начало в номере 25 мая. кольких человек на это никто не согласился. Лопари заяв­ ляли, что они привыкли к по­ лукочевому быту и никакой другой им нежелателен. В от­ чете о поездке в лопарские погосты чиновник Красов- ский, между прочим, писал: "Пищу лопарь ест хорошую, хлеб чистый ржаной, весной, летом и осенью — рыбу све­ жую, а зимою мясо диких оле­ ней, лишений не терпит". Даже Н. Харузин, считав­ ший жизнь лопарей мучени­ ческой, ратовавший за пере­ ход "к полной оседлости, при которой он (народ) лишь мо­ жет отдохнуть от своих веко­ вых страданий” , признавал, что лопари питаются лучше, чем крестьяне "многих уез­ дов внутренней России” . В 1895 году на Кольском по­ луострове побывал архан­ гельский губернатор А. Энге- льгардт. Он беседовал со многими аборигенами, справ­ лялся, почему те не хотят жить культурно, по-городски. По словам Энгельгардта, ло­ пари говорили: "Что может быть лучше свободы, шири в тундре и шума в лесах, жиз­ ни в незаменимой веже или тупе? Что может быть прият­ нее и здоровее ежедневной пищи из свежей вкусной ры­ бы: форели, кумжи, хариусов, семги, сигов и прочей? Что может быть веселее той мо­ розной вьюги, когда по глад­ кой снеговой равнине вихрем несешься в своей кережке, запряженной сильными быка- ми-оленями, в свою тупу, к своей семье, где находишь у разведенного очага испе­ ченную свежую оленину? Нет, мы не сравним нашу приволь­ ную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа лучше всякого каменно­ го дома!” Скорее всего, лопа­ ри говорили не столь поэтич­ но, но судя по всему, их миро­ ощущение, любовь к укладу жизни, родной земле переда­ ны правильно. Губернатор, ссылаясь на сведения, полу­ ченные от управляющего го­ сударственными имущества- ми Архангельской губернии, сообщает: "Есть лопари, кото­ рые богаты, имеют в банке наличными деньгами по нес­ кольку тысяч рублей и владе­ ют большими стадами оле­ ней” . Энгельгардт пришел к за­ ключению, что они вряд ли пожелают променять свою привычную жизнь "на все блага культурной жизни., и еще вопрос, не будет ли та культурная жизнь, которую хотят им преждевременно на­ вязать, лишь способствовать скорейшему их вымиранию" Губернатор высказался за со­ хранение традиционного об­ раза жизни лопарей, "пока они сами, сближаясь с сосед­ ним оседлым населением,без всякого внешнего давления, постепенно не почувствуют потребности в новой жизни' Постепенно уровень жизни лопарей поднимался. В пер­ вую очередь это было связа­ но с развитием оленеводства. В 1909 году во владении лопа­ рей находилось 41.815 оленей — "в среднем по 139 голов на семейство” . В XIX веке в быт состоятельных людей вошли самовары, фабричная посуда, спички, керосиновые лампы. Наиболее зажиточные поку­ пали крупчатку, калачи, пше­ но, изюм, кофе, вина, масло, жилеты, брюки, мыло и целый ряд других товаров. С развитием пароходного сообщения саамы в значи­ тельной мере избавились от господства монополистов- скупщиков, которые крайне занижали стоимость лопар­ ских товаров, уменьшилась зависимость от кредиторов. На Мурмане и в селениях Тер­ ского берега появились про­ довольственные склады, в ко ­ торых в наиболее трудное ве­ сеннее время можно было по­ лучить хлеб в ссуду. Бывший лапландский врач доктор медицины И. Шмаков в 1909 году отмечал положи­ тельное влияние русской культуры на быт лопарей. ” В настоящее время, — писал он, — во многих лопарских погостах встречаются избы наподобие русских (белые из­ бы), с тою лишь разницею, что они размерами много мень­ ше... Хлеб в настоящее время, с появлением у лопарей рус­ ских печей, вошел во всеоб­ щее употребление... Летняя одежда лопарей почти не от­ личается от одежды русских: ситцевая рубаха, серые су­ конные штаны, сверху нор­ вежские шерстяные рубаш­ ки ” . В истории российских лопа­ рей особенно тяжелыми были годы Северной войны при Петре I, 60-е годы XVIII века из-за неблагоприятной про­ мысловой обстановки и обни­ щания русского населения, времена Крымской войны, ко ­ гда англичане и французы на­ рушили ход промыслов и тор ­ говли на Кольском Севере. Несомненно, жизнь ло па ­ рей в суровом Заполярье бы ­ ла нелегкой, особенно в ф е ­ одальный период, когда они подвергались непомерным поборам и насилию кольских властей. Но со всей опреде ­ ленностью можно сказать, что в эпоху капитализма жизнь их мало-помалу ул уч ­ шалась, и сами они вовсе не считали себя несчастным, об­ деленным судьбою народом. И. УШАКОВ. Краевед. ив - йксандо м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz