Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

«Что может быть лучше свободы?» Известно, что простым тру­ женикам и в прошлом жилось нелегко. Некрасовские крес­ тьяне долго и почти безуспеш­ но искали, кому живется весе­ ло, вольготно на Руси. Попро­ буем обратить этот вопрос к российским лопарям. При этом не будем касаться нало­ гового гнета, притеснений на­ чальства, рассмотрим источ­ ники, показывающие, как ло­ пари питались, одевались, что приобретали для повседнев­ ной жизни. Автор солидной моногра­ фии "Русские лопари. Очерки прошлого и современного бы­ та” Н. Харузин нарисовал весьма мрачную картину. "На­ чиная с XIII века. — писал он, — история лопарей не дает нам ни одной светлой страни­ цы. История лопарского пле­ мени есть... полтысячелетия постоянных страданий” . Однако при обращении к другим первоисточникам (а Кольский полуостров посеща­ ли многие путешественники, ученые, чиновники) выясняет­ ся, что были лопари и бога­ тые, и малосостоятельные, и просто неимущие. Наиболее ранние сведения о российских лопарях содер­ жатся в рассказе московского посла Григория Истомы (1496 год). "Лопари, — сообщает он, — не знают ни хлеба, ни со­ ли.,., употребляют в пищу только рыбу да мясо... Они охотно принимают купцов, ко­ торые привозят им платья из толстого сукна, а также топо­ ры, иглы, ложки, ножи, кубки, муку, горшки и прочее” . Английский мореход Стивен Берроу в июне 1557 года ви­ дел в кегоре (оконечность по­ луострова Рыбачий) лопарей, которые покупали у голланд­ цев "серебряные блюда, сосу­ ды и ложки, золоченые коль­ ца, серебряные и золоченые украшения для поясов и ка­ кие-то предметы, которые ве­ шают на шею с полагающими­ ся к ним серебряными цепоч­ ками” . Это, несомненно, за­ житочные лопари. "Они, — добаляет Берроу, — сказа­ ли мне. что некоторые из них приехали сюда со своих рыб­ ных ловель за восемь недель пути на оленях” . Тот же Берроу наблюдал жизнь иокангских саамов, пришедших весною из внут­ ренней Лопландии на Мурман­ ский берег. "Я видел, — ли­ ше- иноземец. — как они едят всякие травы, растущие на скалах, с такою жадностью, как корова ест траву, когда она голодна. Я видел также, как они ели сырые птичьи яй­ ца и птенцов, сидевших еще в яйцах” . На первый взгляд, рассказ о поедании травы кажется вы­ мыслом. Но послушаем спут­ ников Баренца, которые ле­ том 1597 года возвращались с зимовки на Новой Земле: "Мы высадились на берег и нашли на острове ложечную траву (кохлеарию). Она была нам очень полезна, потому что... почти все страдали цин­ гой и с трудом держались... Мы ели ее полными пригорш­ нями, так как наслышались много похвал об ее качествах, теперь же на опыте узнали, что ее целебная сила превзо­ шла все ожидания” . В XVII—XVIII веках ,ча Мур- мане шла довольно оживлен­ ная торговля с приезжими русскими и иноземными куп­ цами. Лопари сбывали им ры­ бу (семгу и треску), ворвань, кожи, пушнину, меховые изде­ лия и всегда имели деньги для приобретения необходимых товаров. Уровень жизни лопарей за­ езжие люди определяли по меркам оседлого земледель­ ческого населения. Молодой петербургский ученый Н. Озе- рецковский, познакомившись с Лапландией в 1771— 1772 го­ дах, писал: "Коляне живут бедно, а лопари... еще больше их претерпевают бедность” . Поражала крайняя скудость их быта, особенно в летних стойбищах. Инженер Б. Рип- пас, наблюдавший жизнь ло­ парей в 1894 году возле озера Имандра, отмечал: "Какой-ни­ будь котел, несколько тряпок, сеть — и это вся домашняя утварь лопаря, весь его ком­ форт” . Неподалеку от вежи (шалаша) иногда стоял "кро­ шечный сарайчик на курьих ножках для хранения припа­ сов". Но лопари вели полукоче­ вой образ жизни, при котором излишнее имущество явля­ лось обременительным гру­ зом, затрудняющим переезд с одного промыслового места к другому. Отсюда — неболь­ шие и дешевые строения, ми­ нимум домашних вещей. Ве­ ками выработался весьма умеренный уровень потребле­ ния. Люди довольствовались тем, что необходимо для под­ держания жизни, и только в праздники или по окончании промысла, или удачной прода­ жи добытого устраивали не­ что вроде пира, приглашали гостей, покупали русские из­ делия и продукты питания. Чтобы правильнее судить о социальном самочувствии лопарей, следует обратиться к свидетельствам самих лопа­ рей. К сожалению, из их сре­ ды в досоветское время не вышло ни одного писателя. Приходится пользоваться за­ писью их высказываний, сде­ ланных русскими писцами, и в частности — при проведе­ нии подворного обследования в 1785 году. Показательно: никто из ло­ парей, говоря о питании, не пожаловался на голод. Жите­ ли Сонгельского погоста ска­ зали: "Вместо хлеба употреб­ ляют они, лопари, весной и ле­ том сосновую кору, которую, содравши, сушат, а потом тол­ кут, после чего варят с рыб­ ною ухою и с оленными щами, и вываривается столь густо, как кисель, а зимою и осенью покупают в Коле у купцов ржаную муку по небольшой части, которую, смешав с сос­ новою корою, в такой же ухе и щах варят” . Сосновую кашу ("пиэць- хут” ) ели не только бедные, но и богатые. Она служила и продуктом питания, и лечеб­ ным средством. "По мнению лопарей, — говорит источник 1844 года, — сосновая кора предохраняет их от цинготной болезни". Терские саамы, обитавшие в восточной Лапландии, во второй половине XVIII века, имели уже значительное чис­ ло оленей. В летнее время, находясь на промыслах, пита­ лись преимущественно све­ жей рыбой, которую на зиму не запасали, при опросе по- нойские и иокангские лопари сказали, что "в пищу употреб­ ляют в посты и мясоед, по не­ имению рыбы и хлеба, боль­ шею частию оленье и куропа­ чье мясо” . Церковь не запре­ щала есть мясо в посты на том основании, что другой пищи у лопарей нет. Относительно употребления хлеба понояне и иокангцы ответили: "Запа­ сают покупкою муку ржаную и то по малой части... Из оной муки без закваски делают, по их названию, рески наподобие русского колоба и пекут на очагу при роскладенном огню, а другие и во весь год муки не видают, только что ядят одно мясо” . И. УШАКОВ. Краевед. (Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz