Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
«Что может быть лучше свободы?» Известно, что простым тру женикам и в прошлом жилось нелегко. Некрасовские крес тьяне долго и почти безуспеш но искали, кому живется весе ло, вольготно на Руси. Попро буем обратить этот вопрос к российским лопарям. При этом не будем касаться нало гового гнета, притеснений на чальства, рассмотрим источ ники, показывающие, как ло пари питались, одевались, что приобретали для повседнев ной жизни. Автор солидной моногра фии "Русские лопари. Очерки прошлого и современного бы та” Н. Харузин нарисовал весьма мрачную картину. "На чиная с XIII века. — писал он, — история лопарей не дает нам ни одной светлой страни цы. История лопарского пле мени есть... полтысячелетия постоянных страданий” . Однако при обращении к другим первоисточникам (а Кольский полуостров посеща ли многие путешественники, ученые, чиновники) выясняет ся, что были лопари и бога тые, и малосостоятельные, и просто неимущие. Наиболее ранние сведения о российских лопарях содер жатся в рассказе московского посла Григория Истомы (1496 год). "Лопари, — сообщает он, — не знают ни хлеба, ни со ли.,., употребляют в пищу только рыбу да мясо... Они охотно принимают купцов, ко торые привозят им платья из толстого сукна, а также топо ры, иглы, ложки, ножи, кубки, муку, горшки и прочее” . Английский мореход Стивен Берроу в июне 1557 года ви дел в кегоре (оконечность по луострова Рыбачий) лопарей, которые покупали у голланд цев "серебряные блюда, сосу ды и ложки, золоченые коль ца, серебряные и золоченые украшения для поясов и ка кие-то предметы, которые ве шают на шею с полагающими ся к ним серебряными цепоч ками” . Это, несомненно, за житочные лопари. "Они, — добаляет Берроу, — сказа ли мне. что некоторые из них приехали сюда со своих рыб ных ловель за восемь недель пути на оленях” . Тот же Берроу наблюдал жизнь иокангских саамов, пришедших весною из внут ренней Лопландии на Мурман ский берег. "Я видел, — ли ше- иноземец. — как они едят всякие травы, растущие на скалах, с такою жадностью, как корова ест траву, когда она голодна. Я видел также, как они ели сырые птичьи яй ца и птенцов, сидевших еще в яйцах” . На первый взгляд, рассказ о поедании травы кажется вы мыслом. Но послушаем спут ников Баренца, которые ле том 1597 года возвращались с зимовки на Новой Земле: "Мы высадились на берег и нашли на острове ложечную траву (кохлеарию). Она была нам очень полезна, потому что... почти все страдали цин гой и с трудом держались... Мы ели ее полными пригорш нями, так как наслышались много похвал об ее качествах, теперь же на опыте узнали, что ее целебная сила превзо шла все ожидания” . В XVII—XVIII веках ,ча Мур- мане шла довольно оживлен ная торговля с приезжими русскими и иноземными куп цами. Лопари сбывали им ры бу (семгу и треску), ворвань, кожи, пушнину, меховые изде лия и всегда имели деньги для приобретения необходимых товаров. Уровень жизни лопарей за езжие люди определяли по меркам оседлого земледель ческого населения. Молодой петербургский ученый Н. Озе- рецковский, познакомившись с Лапландией в 1771— 1772 го дах, писал: "Коляне живут бедно, а лопари... еще больше их претерпевают бедность” . Поражала крайняя скудость их быта, особенно в летних стойбищах. Инженер Б. Рип- пас, наблюдавший жизнь ло парей в 1894 году возле озера Имандра, отмечал: "Какой-ни будь котел, несколько тряпок, сеть — и это вся домашняя утварь лопаря, весь его ком форт” . Неподалеку от вежи (шалаша) иногда стоял "кро шечный сарайчик на курьих ножках для хранения припа сов". Но лопари вели полукоче вой образ жизни, при котором излишнее имущество явля лось обременительным гру зом, затрудняющим переезд с одного промыслового места к другому. Отсюда — неболь шие и дешевые строения, ми нимум домашних вещей. Ве ками выработался весьма умеренный уровень потребле ния. Люди довольствовались тем, что необходимо для под держания жизни, и только в праздники или по окончании промысла, или удачной прода жи добытого устраивали не что вроде пира, приглашали гостей, покупали русские из делия и продукты питания. Чтобы правильнее судить о социальном самочувствии лопарей, следует обратиться к свидетельствам самих лопа рей. К сожалению, из их сре ды в досоветское время не вышло ни одного писателя. Приходится пользоваться за писью их высказываний, сде ланных русскими писцами, и в частности — при проведе нии подворного обследования в 1785 году. Показательно: никто из ло парей, говоря о питании, не пожаловался на голод. Жите ли Сонгельского погоста ска зали: "Вместо хлеба употреб ляют они, лопари, весной и ле том сосновую кору, которую, содравши, сушат, а потом тол кут, после чего варят с рыб ною ухою и с оленными щами, и вываривается столь густо, как кисель, а зимою и осенью покупают в Коле у купцов ржаную муку по небольшой части, которую, смешав с сос новою корою, в такой же ухе и щах варят” . Сосновую кашу ("пиэць- хут” ) ели не только бедные, но и богатые. Она служила и продуктом питания, и лечеб ным средством. "По мнению лопарей, — говорит источник 1844 года, — сосновая кора предохраняет их от цинготной болезни". Терские саамы, обитавшие в восточной Лапландии, во второй половине XVIII века, имели уже значительное чис ло оленей. В летнее время, находясь на промыслах, пита лись преимущественно све жей рыбой, которую на зиму не запасали, при опросе по- нойские и иокангские лопари сказали, что "в пищу употреб ляют в посты и мясоед, по не имению рыбы и хлеба, боль шею частию оленье и куропа чье мясо” . Церковь не запре щала есть мясо в посты на том основании, что другой пищи у лопарей нет. Относительно употребления хлеба понояне и иокангцы ответили: "Запа сают покупкою муку ржаную и то по малой части... Из оной муки без закваски делают, по их названию, рески наподобие русского колоба и пекут на очагу при роскладенном огню, а другие и во весь год муки не видают, только что ядят одно мясо” . И. УШАКОВ. Краевед. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz