Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ГОД КОРЕННЫХ НАРОДОВ « О б и д рые ставили бы лопарей и более уі метенное положе­ ние а сравнении с русским крестьянским населением, нѳ существовало. Не делалось препятствий для поступления в школу Они принимались на военную и гражданскую служ­ бу Для них создавались фельдшерские пункты При нивка от оспы и лечение боль ных проводились одинаково — как русских, так и лопарей. Власти пытались выпускать книги на лопарском языке (в 1894 году издано Евангелие, вслед за ним — Азбука для лопарей, ь которой имелись небольшие тексты на родном языке русскими буквами) Ло­ пари, как и русские крестьяне, имели свое волостное и сель­ ское самоуправление Несмотря на малочислен­ ность, лопарская народность считалась равноправной с другими, болѳѳ многочис­ ленными народами России Екатерина II для составления проекта Уложения (свода ос­ новных законов империи) со­ здала Комиссию, в состав ко­ торой ѳошли и представители разных народов России. Име­ ла право послать своего депу­ тата в Комиссию и Кола как уездный город, но она по бед­ ности отказалась от этого Ло­ пари же собрались, выбрали из своей среды депутата — ло­ паря Семиостровского погоста Захара Петровича Маркова, составили "наказы о своих нуждах" и отправили его в Москву и Петербург, где он участвовал в работе Комиссии в 1767—1768 годах. С 1906 года лопари наравне с русскими крестьянами участ­ вовали в выборах депутата в Государственную думу В тяжелых обстоятельствах правительство оказывало им необходимую помощь. Так, в 1854 году англичане сожгли Колу, в которой лопари систе­ матически покупали ржаную муку на зимнее время В бед­ ственном положении оказа­ лись лопари западного Мур мана Получив донесение об этом, русские власти органи­ зовали доставку продовольст­ вия из Кеми сухопутьем, на оленях, и в марте привезли для 39 голодающих семейств 150 пудов ржаной муки. В этой публикации речь идет о действиях правительст­ ва, а не каких-либо чиновни­ ков и частных лиц (об этом разговор особый). Не исклю­ чаю, что среди царской бюро­ кратии находились люди, кото­ рые смотрели на лопарей, как на подданных второго сорта. Национальная спесь в стра­ нах, где проживало инородное население, особенно среди аристократии, — явление обычное На основании местного ма­ териала нельзя делать общих выводов относительно нацио­ нальной политики царизма. В Польше, на Украине и Кав­ казе, в Средней Азии, в отли­ чие от Российской Лапландии, чинились препятствия для раз­ вития национальной культуры. Однако наибольший гнет ис­ пытывала русская нация. И ес­ ли Россия была "тюрьмой на­ родов", как нам постоянно го­ ворили, то следует признать, что заключенным "номер один" в ней являлся русский народ. Я не хотел бы идеали­ зировать положение лопарей при царизме, но они были обездоленными не более, чем их соседи — русские крестья­ не. И. УШАКОВ. Краевед. лопарям не чинить» (Окончание. Чача ш в номере м I.f imp?,і.ч! В 1775 тоду все угодья колян по Кольскому заливу, рекам Туломе и Коле указом прави­ тельства были отданы киль динским и нотозерским лопа­ рям Землемеры отмежевали колянам "для выгона скота" пятнадцативерстную дистан­ цию. В 1801 году Коле решени­ ем Правительствующего сена­ та оставили лишь двухверст­ ную округу — 2 0Ѳ6 десятин земли. Коляне сочли себя обижен­ ными и подали прошение ми­ нистру внутренних дел графу В Кочубею Русские жители писали о том, что они лишены семужьих угодии. по недостат­ ку сена коров держат мало — "до 50 голов", пастбищ во­ круг города нет, на отведен­ ной земле "все камень, боло­ та да гора Соловарака", дер­ жать скот летом негде, а киль- динские и нотозерские лопари — 98 душ — сенокошением не занимаются, те жители, кото­ рые посостоятельнее, платят за покосы кильдинцам 50 руб­ лей, а нотозерцам — 100 руб­ лей в год. Коляне отмечали, что этими землями "владели прадеды и деды их", и проси­ ли дать городу "десятиверст­ ную дистанцию" Правительст­ вующий сенат отклонил про­ шение: по закону "то земли лопарей" В апреле 1828 года коляне снова подали петицию на имя императора Николая I. "Ныне, — писали горожане, — при­ шли мы до такого изнеможе­ ния. что... имеем на два-три дома по одной корове единст­ венно для пропитания малых детей, а лошадей и вовсе ис­ требили". На этом прошении министр внутренних дел А. Закревский сделал резолюцию "Просьбу жителей города Колы оста­ вить без уважения... для них не отяготительно платить бед­ ным лопарям оброка по 150 рублей за их угодья". Крестьянская реформа, проведенная Александром II, ни в коей мерс не урезала права лопарей. В 1866 году, при открытии Кольско-лолар- ского волостного правления, чиновник Нарушевич "объя­ вил лопарям высочайшую во­ лю о том, что владения им ос­ тавлены навсегда". В О П Р О С О б Ы В Ш И Х К О Л Ь С КИ Х угодьях вновь возник в 1880 году. Горожане в своем про­ шении отмечали, что до указа Петра I в 1697 году коляне вла­ дели угодьями 'по рекам Ту- ломе и Коле 20 верст и столь­ ко же вниз по Кольской губе", что кильдинским лопарям по межеванию отошли 41 сему­ жья тоня и до 30 сенных поко­ сов по берегам Кольского за­ лива. • Волеѳ четырех лѳг шло раз­ бирательство дела. Из архи­ вов извлекли царские грамоты и межевые инструкции. Отно­ сительно подлинной грамоты Петра I кольский исправник Н. Горбатов сообщал "На ос­ новании этой грамоты лопари владеют семужьим промыс­ лом на реке Туломе в местнос­ ти, называемой "Падун", где забором вылавливают семги до 1000 и более пудов в год. Из опасения, чтобы не отняли как-либо угодье. дающее большой доход, лопари (все неграмотные) боятся даже по­ казывать грамоту, хранящую­ ся в потаенных местах". Глав­ ная императорская квартира предписала известить колян, что их "прошение о восстанов­ лении прав на земельные уго­ дья... находящиеся в пользо­ вании лопарей, оставлено без последствий ” . Через три года кольский ме­ щанский староста Яков Зайков еще раз подавал прошение "о восстановлении прав мещан города Колы на владение ры­ боловными и сенокосными угодьями, находящимися ныне в пользовании лопарей Киль- динского погоста" Результат был тот же Несколько иначе выглядела обстановка на Мурманском берегу. Правительство, желая усилить приток поселенцев, разрешило пришельцам поль зоваться угодьями в окрест­ ностях селений ("колоний") Возникла правовая неразбе­ риха, начались споры между колонистами и лопарями из-за семужьих тоней. Местным властям пришлось улаживать конфликты, уравнивать права русских и лопарей, вводить правила поочередного пользо­ вания угодьям» Однако огромные просторы внутренней Лапландии всеце­ ло принадлежали лопарским погостам, и только леса явля­ лись собственностью казны (за рубку леса взимался осо­ бый налог). Наличие обширно­ го земельного фонда позволя­ ло лопарям легко переносить податной гнет (напомню: пода­ ти и сборы за лопарей плати­ ли, как правило, арендаторы их угодий). Самим ходом жизни, а не в результате правительствен­ ной политики, лопари приоб­ щились к русским обществен­ ным порядкам Они рано втя­ нулись в торговые отношения с русским населением, зачас тую вместе занимались про­ мыслами, воспринимали рус­ скую культуру. Уже в XVIII ве­ ке почти все лопари-мужчины свободно владели разговор ной русской речью. Предста­ вители разных диалектных групп, не понимая друг друга, а общении между собою поль­ зовались русским языком. У царского правительства не было необходимости прово­ дить политику русификации. В лопарском обществе не на­ блюдалось стремления обосо­ биться, противостоять русским порядкам. Каких-либо законов, кото­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz