Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ГОД КОРЕННЫХ НАРОДОВ « О б и д рые ставили бы лопарей и более уі метенное положе ние а сравнении с русским крестьянским населением, нѳ существовало. Не делалось препятствий для поступления в школу Они принимались на военную и гражданскую служ бу Для них создавались фельдшерские пункты При нивка от оспы и лечение боль ных проводились одинаково — как русских, так и лопарей. Власти пытались выпускать книги на лопарском языке (в 1894 году издано Евангелие, вслед за ним — Азбука для лопарей, ь которой имелись небольшие тексты на родном языке русскими буквами) Ло пари, как и русские крестьяне, имели свое волостное и сель ское самоуправление Несмотря на малочислен ность, лопарская народность считалась равноправной с другими, болѳѳ многочис ленными народами России Екатерина II для составления проекта Уложения (свода ос новных законов империи) со здала Комиссию, в состав ко торой ѳошли и представители разных народов России. Име ла право послать своего депу тата в Комиссию и Кола как уездный город, но она по бед ности отказалась от этого Ло пари же собрались, выбрали из своей среды депутата — ло паря Семиостровского погоста Захара Петровича Маркова, составили "наказы о своих нуждах" и отправили его в Москву и Петербург, где он участвовал в работе Комиссии в 1767—1768 годах. С 1906 года лопари наравне с русскими крестьянами участ вовали в выборах депутата в Государственную думу В тяжелых обстоятельствах правительство оказывало им необходимую помощь. Так, в 1854 году англичане сожгли Колу, в которой лопари систе матически покупали ржаную муку на зимнее время В бед ственном положении оказа лись лопари западного Мур мана Получив донесение об этом, русские власти органи зовали доставку продовольст вия из Кеми сухопутьем, на оленях, и в марте привезли для 39 голодающих семейств 150 пудов ржаной муки. В этой публикации речь идет о действиях правительст ва, а не каких-либо чиновни ков и частных лиц (об этом разговор особый). Не исклю чаю, что среди царской бюро кратии находились люди, кото рые смотрели на лопарей, как на подданных второго сорта. Национальная спесь в стра нах, где проживало инородное население, особенно среди аристократии, — явление обычное На основании местного ма териала нельзя делать общих выводов относительно нацио нальной политики царизма. В Польше, на Украине и Кав казе, в Средней Азии, в отли чие от Российской Лапландии, чинились препятствия для раз вития национальной культуры. Однако наибольший гнет ис пытывала русская нация. И ес ли Россия была "тюрьмой на родов", как нам постоянно го ворили, то следует признать, что заключенным "номер один" в ней являлся русский народ. Я не хотел бы идеали зировать положение лопарей при царизме, но они были обездоленными не более, чем их соседи — русские крестья не. И. УШАКОВ. Краевед. лопарям не чинить» (Окончание. Чача ш в номере м I.f imp?,і.ч! В 1775 тоду все угодья колян по Кольскому заливу, рекам Туломе и Коле указом прави тельства были отданы киль динским и нотозерским лопа рям Землемеры отмежевали колянам "для выгона скота" пятнадцативерстную дистан цию. В 1801 году Коле решени ем Правительствующего сена та оставили лишь двухверст ную округу — 2 0Ѳ6 десятин земли. Коляне сочли себя обижен ными и подали прошение ми нистру внутренних дел графу В Кочубею Русские жители писали о том, что они лишены семужьих угодии. по недостат ку сена коров держат мало — "до 50 голов", пастбищ во круг города нет, на отведен ной земле "все камень, боло та да гора Соловарака", дер жать скот летом негде, а киль- динские и нотозерские лопари — 98 душ — сенокошением не занимаются, те жители, кото рые посостоятельнее, платят за покосы кильдинцам 50 руб лей, а нотозерцам — 100 руб лей в год. Коляне отмечали, что этими землями "владели прадеды и деды их", и проси ли дать городу "десятиверст ную дистанцию" Правительст вующий сенат отклонил про шение: по закону "то земли лопарей" В апреле 1828 года коляне снова подали петицию на имя императора Николая I. "Ныне, — писали горожане, — при шли мы до такого изнеможе ния. что... имеем на два-три дома по одной корове единст венно для пропитания малых детей, а лошадей и вовсе ис требили". На этом прошении министр внутренних дел А. Закревский сделал резолюцию "Просьбу жителей города Колы оста вить без уважения... для них не отяготительно платить бед ным лопарям оброка по 150 рублей за их угодья". Крестьянская реформа, проведенная Александром II, ни в коей мерс не урезала права лопарей. В 1866 году, при открытии Кольско-лолар- ского волостного правления, чиновник Нарушевич "объя вил лопарям высочайшую во лю о том, что владения им ос тавлены навсегда". В О П Р О С О б Ы В Ш И Х К О Л Ь С КИ Х угодьях вновь возник в 1880 году. Горожане в своем про шении отмечали, что до указа Петра I в 1697 году коляне вла дели угодьями 'по рекам Ту- ломе и Коле 20 верст и столь ко же вниз по Кольской губе", что кильдинским лопарям по межеванию отошли 41 сему жья тоня и до 30 сенных поко сов по берегам Кольского за лива. • Волеѳ четырех лѳг шло раз бирательство дела. Из архи вов извлекли царские грамоты и межевые инструкции. Отно сительно подлинной грамоты Петра I кольский исправник Н. Горбатов сообщал "На ос новании этой грамоты лопари владеют семужьим промыс лом на реке Туломе в местнос ти, называемой "Падун", где забором вылавливают семги до 1000 и более пудов в год. Из опасения, чтобы не отняли как-либо угодье. дающее большой доход, лопари (все неграмотные) боятся даже по казывать грамоту, хранящую ся в потаенных местах". Глав ная императорская квартира предписала известить колян, что их "прошение о восстанов лении прав на земельные уго дья... находящиеся в пользо вании лопарей, оставлено без последствий ” . Через три года кольский ме щанский староста Яков Зайков еще раз подавал прошение "о восстановлении прав мещан города Колы на владение ры боловными и сенокосными угодьями, находящимися ныне в пользовании лопарей Киль- динского погоста" Результат был тот же Несколько иначе выглядела обстановка на Мурманском берегу. Правительство, желая усилить приток поселенцев, разрешило пришельцам поль зоваться угодьями в окрест ностях селений ("колоний") Возникла правовая неразбе риха, начались споры между колонистами и лопарями из-за семужьих тоней. Местным властям пришлось улаживать конфликты, уравнивать права русских и лопарей, вводить правила поочередного пользо вания угодьям» Однако огромные просторы внутренней Лапландии всеце ло принадлежали лопарским погостам, и только леса явля лись собственностью казны (за рубку леса взимался осо бый налог). Наличие обширно го земельного фонда позволя ло лопарям легко переносить податной гнет (напомню: пода ти и сборы за лопарей плати ли, как правило, арендаторы их угодий). Самим ходом жизни, а не в результате правительствен ной политики, лопари приоб щились к русским обществен ным порядкам Они рано втя нулись в торговые отношения с русским населением, зачас тую вместе занимались про мыслами, воспринимали рус скую культуру. Уже в XVIII ве ке почти все лопари-мужчины свободно владели разговор ной русской речью. Предста вители разных диалектных групп, не понимая друг друга, а общении между собою поль зовались русским языком. У царского правительства не было необходимости прово дить политику русификации. В лопарском обществе не на блюдалось стремления обосо биться, противостоять русским порядкам. Каких-либо законов, кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz