Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

«Обид лопарям не чинить» 1993 год Организацией Объ­ единенных Нации объявлен годом коренных (абориген­ ных) народов На Кольском полуострове "первонасельни­ ками" были племена лоли (традиционное русское — ло­ пари, иногда — лопины; со­ временное именование — са­ амы). Кроме Кольского полуост­ рова попари живут на Севере Скандинавии (саамы норвеж ские. финские, шведские). Литература о лопарях огро­ мна, во многом противоречи­ ва далеко не всегда содер­ жит правдивую информацию. Предлагаемый цикл заме­ ток основан на русских доку­ ментальны х материалах и свидетельствах очевидцев жизни лопарей. С юных лет мы заучили: "Россия — тюрьма народов", "царское самодержавие — источник национального угне­ тения' Конечно, неограни­ ченная монархия — не иде альный общественно-полити­ ческий порядок. Иначе Рос­ сию не потрясли бы две рево­ люции, ь результате которых царизм пал Однако историк в своих суждениях должен опираться на факты, а не на догмы Посмотрим, согласуют­ ся ли указанные тезисы с дей­ ствительной политикой цариз­ ма на Кольском Севере, где с древнейших времен обитали лопари. Уже в начале XIII века тер­ ские лопари были данниками Новгородской республики. В XV веке Лопская земля пе­ решла под власть московско­ го князя, и русское правитель­ ство старалось не вмешивать­ ся во внутреннюю жизнь ло­ парского общества В 1496 го­ ду на Мурмане побывал вели- кокнмжскии посол Гриюрий Истома, который сообщал: "В качестве дани лопари дают меха и рыбу, потому что дру­ гого у них нет Заплатив же годовую дань, они хвалятся, что никому более ничего не должны, совершенно свобод­ ны и над ними нет никакого начальства". В начале XVI века в землях лопарей появились христиан­ ские проповедники Феодорит, Трифон, Митрофан, ьѳмного позднее — Феогност, которые приобщили лопарей к "рус­ ской вере", всячески доказы­ вая истинность православия и выгодность в деловой жиз ни. Лопари приняли крещение добровольно. Не принявших христианства оставалось очень немного. Никто их нѳ преследовал Историк Н Ка­ рамзин писал, что язычников просвятили Божественною Верою без насилия, без зло­ действ, употребленных други­ ми ревнителями христианства в Европе и в Америке, но единственно примером луч­ шего". Русское правительство счи­ тало лопарей собственниками всех их земель по праву дав­ ности и закрепило писцовои книгой 1574 года за каждым лопарским погостом всю сово­ купность угодий, принадле­ жавших лопарям "исстари". При этом каждый глава семьи мог свою долю угодий про­ дать, заложить, отдать вкла­ дом в монастырь, сдать в аре­ нду сторонним промышленни­ кам, дать в приданое, заве­ щать кому угодно Размер дани в середине XVI века определялся числом взрослых охотников в погосте ("луков") С лука платили в государеву казну по 18 пес­ цов в год Сверх того, госуда­ рю шла десятая часть улова рыбы ( десятина") и одна вы деланная оленья кожа ("рол- дуга") с погоста. С возникно­ вением международной тор­ говли на Мурмане и в связи с сокращением численности пушных зверей в крае натура­ льная дань стала заменяться денежной (за песца брали 5 копеек, за ролдугу — 10 ко­ пеек). Положение лопарей сущѳс твѳнно изменилось во второй половине XVI века. В крае по­ явились правительственная администрация, военное ук­ репление — Кольский острог На лопарей были возложены дополнительные повинности городо'ьое дело (строительст­ во и починка городских укреп­ лений), ямская гоньба (пере­ возка казенных грузов и слу­ живых людей), мирские рас­ ходы (платежи на содержание сьезжей избы, писцов, по- сыльщиков). Однако повин­ ности лопарей не превышали повинностей русского населе­ ния Во всех правительственных распоряжениях указывалось, чтобы тяготы ложились оди­ наково ("вряд") на все катего­ рии податных людей. Это был не национальный, а социаль­ ный гнет. Русским не дава­ лось никаких привилегий. По­ моры нередко подвергались большему насилию и произво­ лу, чем лопари. Взять извест­ ный Басаргин правеж" в 1568— 1570 годах, в резуль­ тате которого опричники Ива­ на Грозного почти начисто ра­ зорили русские селения Тер­ ского берега и кемского По­ морья Сбор дани с лопарей возла­ гался на представителен местной власти — ' данщи- ков", которые, приезжая в по­ госты. занимались вымога­ тельством. Поэтому прави­ тельство разрешило лопарям самим привозить установлен­ ную дань в Москву. В 1620 году кольский сбор­ щик дани Кузьма Паголихин. действуя вопреки царской грамоте, приехал в Пешую лопь, забрал уже собранные для отправки в Москву день­ ги, пограбил имущество и рыбные запасы лопарей По­ страдавшие отправили жало­ бу царю Михаилу Федоровичу Правительство повелело Ку- земку Паголихина предать су­ ду, расследовать его плутни "накрепко в правду, без поно- ровки и учинили бы ему за воровство наказанье, чтобы на то смотри, иным не повад­ но бы/то так вороьати ...’ Коль­ скому воеводе было сделано предупреждение, что если ло­ пари впредь пожалуются, мы те их убытки, о чем учнут бить челом, велим допрааить на вас вдвое: да вам же от нас быти в великои опале". Правительство, защищая лопарей от корыстолюбцев, исходило но из чувства мило­ сердия, а заботилось о своих выіодах, ибо разорение нало гоплателыциков наносило ущерб государевой казне Но можно заметить другое при царском дворе не терлепи беззакония, оіраждали инте­ ресы своих подданных, не ис­ ключая и лопарей. Указ по- мытчикам, добывавшим соко­ лов и кречетов для царской потехи и дарения иностран ным правителям, строжайше запрещал творить какое-либо своеволие. Предписывалось "ловить вам тех птиц иа Тер­ ской сюроне и по Мурманско­ му берегу Будучи на тех про­ мыслах и в пути обывателям и никому обид и насилия ника­ кого не чинить и безденежно ничего не брать..." Лопарям принадлежали ог­ ромные территории. На всем Кольском полуострове в XVII—XVIII веках проживало около полутора тысяч саамов Часть своих угодий они отда­ вали в.аренду промышленни­ кам, которые уплачивали за них государственные и мир­ ские подати При нужде неко­ торые свои угодья лопари продавали монастырям и рус­ ским жителям В 1592 году но- тозерскиѳ и сонгельские саа­ мы "полюбовно" отдали коля- нам половину гуломских зѳ мель за то, что те взипи на себя их долю расходов по ук­ реплению Кольского острога. Позже кильдинские лопари заключили договор, по кото­ рому Печенгский монастырь обязался ставить "зимние и летние подводы., из Коль­ ского острогу до Масельги и по Тупомѳ вверх и в Терскую сторону до их Кильдинского зимнего погоста", а лопари за это отдавали право на лов се­ мги в реках Териберке и Во­ роньей Получив затем грамо­ ту, освобождавшую монас­ тырь от ямской гоньбы, мона­ хи отказались выполнять до­ говор. Однако Петр I стал ре­ шительно на сторону лопарей Разными путями лопарские угодья переходили во владе- ниѳ русских. Однако прави­ тельство стремилось предот­ вратить сокращение попар ского землевладения Специ­ альным указом оно запретило "лопское угодье в куплю про­ давать. . а какие угодья даны в монастырь, поворачивать назад" Долгое время печѳнг- скиѳ монахи впадели четвер­ тью реки Туломы Петр I рас порядился вернуть собствен­ ность ноюзѳрским и сонгѳль ским лопарям. А чтобы огра дить их от произвола местных властей в будущем, велел подлинник грамоты с его лич­ ной подписью передать на хранение владельцам угодии Время спустя вернули киль- динским лопарям реки Тѳри берку и Муочку. В 1764 году Екатерина II упразднила монастыри на Кольском полуострове и пере дала их вотчинные владения местным — как русским крес­ тьянам, так и аборигенам И. УШАКОВ. Краевед. I Окончание в с '.гѵОующем поли/ч’ 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz