Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
«Обид лопарям не чинить» 1993 год Организацией Объ единенных Нации объявлен годом коренных (абориген ных) народов На Кольском полуострове "первонасельни ками" были племена лоли (традиционное русское — ло пари, иногда — лопины; со временное именование — са амы). Кроме Кольского полуост рова попари живут на Севере Скандинавии (саамы норвеж ские. финские, шведские). Литература о лопарях огро мна, во многом противоречи ва далеко не всегда содер жит правдивую информацию. Предлагаемый цикл заме ток основан на русских доку ментальны х материалах и свидетельствах очевидцев жизни лопарей. С юных лет мы заучили: "Россия — тюрьма народов", "царское самодержавие — источник национального угне тения' Конечно, неограни ченная монархия — не иде альный общественно-полити ческий порядок. Иначе Рос сию не потрясли бы две рево люции, ь результате которых царизм пал Однако историк в своих суждениях должен опираться на факты, а не на догмы Посмотрим, согласуют ся ли указанные тезисы с дей ствительной политикой цариз ма на Кольском Севере, где с древнейших времен обитали лопари. Уже в начале XIII века тер ские лопари были данниками Новгородской республики. В XV веке Лопская земля пе решла под власть московско го князя, и русское правитель ство старалось не вмешивать ся во внутреннюю жизнь ло парского общества В 1496 го ду на Мурмане побывал вели- кокнмжскии посол Гриюрий Истома, который сообщал: "В качестве дани лопари дают меха и рыбу, потому что дру гого у них нет Заплатив же годовую дань, они хвалятся, что никому более ничего не должны, совершенно свобод ны и над ними нет никакого начальства". В начале XVI века в землях лопарей появились христиан ские проповедники Феодорит, Трифон, Митрофан, ьѳмного позднее — Феогност, которые приобщили лопарей к "рус ской вере", всячески доказы вая истинность православия и выгодность в деловой жиз ни. Лопари приняли крещение добровольно. Не принявших христианства оставалось очень немного. Никто их нѳ преследовал Историк Н Ка рамзин писал, что язычников просвятили Божественною Верою без насилия, без зло действ, употребленных други ми ревнителями христианства в Европе и в Америке, но единственно примером луч шего". Русское правительство счи тало лопарей собственниками всех их земель по праву дав ности и закрепило писцовои книгой 1574 года за каждым лопарским погостом всю сово купность угодий, принадле жавших лопарям "исстари". При этом каждый глава семьи мог свою долю угодий про дать, заложить, отдать вкла дом в монастырь, сдать в аре нду сторонним промышленни кам, дать в приданое, заве щать кому угодно Размер дани в середине XVI века определялся числом взрослых охотников в погосте ("луков") С лука платили в государеву казну по 18 пес цов в год Сверх того, госуда рю шла десятая часть улова рыбы ( десятина") и одна вы деланная оленья кожа ("рол- дуга") с погоста. С возникно вением международной тор говли на Мурмане и в связи с сокращением численности пушных зверей в крае натура льная дань стала заменяться денежной (за песца брали 5 копеек, за ролдугу — 10 ко пеек). Положение лопарей сущѳс твѳнно изменилось во второй половине XVI века. В крае по явились правительственная администрация, военное ук репление — Кольский острог На лопарей были возложены дополнительные повинности городо'ьое дело (строительст во и починка городских укреп лений), ямская гоньба (пере возка казенных грузов и слу живых людей), мирские рас ходы (платежи на содержание сьезжей избы, писцов, по- сыльщиков). Однако повин ности лопарей не превышали повинностей русского населе ния Во всех правительственных распоряжениях указывалось, чтобы тяготы ложились оди наково ("вряд") на все катего рии податных людей. Это был не национальный, а социаль ный гнет. Русским не дава лось никаких привилегий. По моры нередко подвергались большему насилию и произво лу, чем лопари. Взять извест ный Басаргин правеж" в 1568— 1570 годах, в резуль тате которого опричники Ива на Грозного почти начисто ра зорили русские селения Тер ского берега и кемского По морья Сбор дани с лопарей возла гался на представителен местной власти — ' данщи- ков", которые, приезжая в по госты. занимались вымога тельством. Поэтому прави тельство разрешило лопарям самим привозить установлен ную дань в Москву. В 1620 году кольский сбор щик дани Кузьма Паголихин. действуя вопреки царской грамоте, приехал в Пешую лопь, забрал уже собранные для отправки в Москву день ги, пограбил имущество и рыбные запасы лопарей По страдавшие отправили жало бу царю Михаилу Федоровичу Правительство повелело Ку- земку Паголихина предать су ду, расследовать его плутни "накрепко в правду, без поно- ровки и учинили бы ему за воровство наказанье, чтобы на то смотри, иным не повад но бы/то так вороьати ...’ Коль скому воеводе было сделано предупреждение, что если ло пари впредь пожалуются, мы те их убытки, о чем учнут бить челом, велим допрааить на вас вдвое: да вам же от нас быти в великои опале". Правительство, защищая лопарей от корыстолюбцев, исходило но из чувства мило сердия, а заботилось о своих выіодах, ибо разорение нало гоплателыциков наносило ущерб государевой казне Но можно заметить другое при царском дворе не терлепи беззакония, оіраждали инте ресы своих подданных, не ис ключая и лопарей. Указ по- мытчикам, добывавшим соко лов и кречетов для царской потехи и дарения иностран ным правителям, строжайше запрещал творить какое-либо своеволие. Предписывалось "ловить вам тех птиц иа Тер ской сюроне и по Мурманско му берегу Будучи на тех про мыслах и в пути обывателям и никому обид и насилия ника кого не чинить и безденежно ничего не брать..." Лопарям принадлежали ог ромные территории. На всем Кольском полуострове в XVII—XVIII веках проживало около полутора тысяч саамов Часть своих угодий они отда вали в.аренду промышленни кам, которые уплачивали за них государственные и мир ские подати При нужде неко торые свои угодья лопари продавали монастырям и рус ским жителям В 1592 году но- тозерскиѳ и сонгельские саа мы "полюбовно" отдали коля- нам половину гуломских зѳ мель за то, что те взипи на себя их долю расходов по ук реплению Кольского острога. Позже кильдинские лопари заключили договор, по кото рому Печенгский монастырь обязался ставить "зимние и летние подводы., из Коль ского острогу до Масельги и по Тупомѳ вверх и в Терскую сторону до их Кильдинского зимнего погоста", а лопари за это отдавали право на лов се мги в реках Териберке и Во роньей Получив затем грамо ту, освобождавшую монас тырь от ямской гоньбы, мона хи отказались выполнять до говор. Однако Петр I стал ре шительно на сторону лопарей Разными путями лопарские угодья переходили во владе- ниѳ русских. Однако прави тельство стремилось предот вратить сокращение попар ского землевладения Специ альным указом оно запретило "лопское угодье в куплю про давать. . а какие угодья даны в монастырь, поворачивать назад" Долгое время печѳнг- скиѳ монахи впадели четвер тью реки Туломы Петр I рас порядился вернуть собствен ность ноюзѳрским и сонгѳль ским лопарям. А чтобы огра дить их от произвола местных властей в будущем, велел подлинник грамоты с его лич ной подписью передать на хранение владельцам угодии Время спустя вернули киль- динским лопарям реки Тѳри берку и Муочку. В 1764 году Екатерина II упразднила монастыри на Кольском полуострове и пере дала их вотчинные владения местным — как русским крес тьянам, так и аборигенам И. УШАКОВ. Краевед. I Окончание в с '.гѵОующем поли/ч’ 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz