Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
aygsw - КТО ТАКИЕ СКОЛЬТЫ? Страницы мстории В последнее время в газет ных и журнальных публикаци ях стая появляться -термин «скольты». Так. 6 октября се го года на страницах газеты «Полярная правда» был поме щен материал об экспедиции Кольского филиала Академии наук СССР «в местах Древних поселений саамов-скольтов», которая собрала «новые мате риалы о саамах-сцольтахя. Ка ким же образом проник в на шу печати этот термин! Статьи о скольтах, как особом племени в составе саамской народности, пер вым начал публиковать кандидат ’ географических наук Б. И. Кошечкин. По его словам, местом поселе ния маленького племени яв лялся Сонгельскнй погост в западной Лапландии. Здесь скольты. «дети при роды». жили «вдали от про езжих путей: в лесах и бо лотах бассейна Лотты, в обстановке, близкой к изо ляции* («-Полярная прав да». 1983; № 65). Вслед ствие «ограниченных кон тактов с окружающим ми ром», в «обстановке почти полной изоляции» (журнал «Север»,!.,19.83. № 4) сЛо- жйдся «полный своеобразия быт, и духовный мир ма ленького 'племени». ’ Во избежание дальнейше го распространения этнони ма «скольты» следует сра зу сказать: вопреки утверж дениям Б. И. Кошечкина. племени скольтов никогда не существовало. Речь мо жет идти только о заимст вовании слова, кстати, мало достойного. В 1870 году норвежский профессор И. Фриис. побы вав в местности близ церк ви Бориса и Глеба, где на ходился саамский летний погост Пазрецкий. выпустил книгу о Русской Лапландии, в которой, между прочим, сообщал, что на Паз-реке в свайных постройках живут скольты. все от нечисто плотности плешивые, совер шенно лысые. В 1887 году московское общество естествоиспытате лей, отправляя в Лапландию известного в ту пору .учено го Александра Ивановича Кельсиева ,за материалами для Антропологической вы ставки. поручило ему про верить сведения; Фрниса, вызвавшие недоверие в на учной среде. . . В донесении Комитету по устройству выставки А. И. Кельсиев писал: «22 авгу ста я прибыл, наконец. к последнему русскому лопар скому погосту у церкви Бо риса и Глеба, едва успев захватить там остатки ло парей. Норвежский профес сор Фриис. посещавший этот погост с королем, пе чатал потом, что вндсл тут безволосых фнннов-скольтов, живущих в свайных пост ройках. II это свидетельст во. подобно многим... оказа лось несправедливым». Из пятнадцати осмотренных Кельсневым мужчин лишь у одного были «редкие воло сы. и только». Не сущест вовало и свайных жилищ. Виденные Фрннсом избуш ки на «курьих ножках» яв лялись амбарами, которые «все. лопари ставят... на четырех (иногда на одном) столбиках — летом от мы шей. зимой от зверей и высокого снегу». В заклю чение А. И. Кельсиев пояс няет: «Скольты есть назва ние. под которым наши ло пари известны в Норвегии». К тому же название пре небрежительное. так унизи тельно норвежцы называли вообще всех русских лопа рей. а не только сонгель- скнх саамов. . Не соответствует также действительности утвержде ние Б. И. Кошечкина об «ограниченных контактах с окружающим миром», «поч ти полной изоляции» сон- гельцев, тем более что ав тор, сам себе противореча, признает: сонгельцы еже годно ездили с рыбою в Колу, где находился «не безвыгодный... для саамов торг». Кстати, свидетельств тесных связей русского на селения с сонгельскимн ло парями вполне достаточно. Сошлюсь на некоторые. Таможенные .книги Коль ского острога фиксируют систематическую явку лопа рей с товарами в Колу и торговлю колян «в лопа рях». Так. в 1710 году «сонгельские и нотозерские лопари Иван Васильев, Ни кита Ермилов с товарищи явили своего промысла... 1466 рыб семги... Сонгель скнй лопин Филипп Козмин явил... 60 рыб семги* и т. д. Кольские воеводы также занимались торговлей с ло парями. Отправляя стрель цов по делам службы, они поручали посыльным прода вать русские товары. Гри горий Бурылев. например, в декабре 1703 года пел на шведский рубеж, в Сонге- лу. на пяти оленях 100 ар шин сукна, свечи, муку «да масла коровья фунтов с тридцать». Сохранилось в подлинни ке Описание Сонгельского погоста. составленное в- 1785 году по заданию гене рал-губернатора Т. И. Ту- толмнна Кандалакша нином Максимом Голодным. Оно содержит подробные сведе ния о хозяйстве и быте сон- гельцев. «Приехав для трес кового Мурманского про мысла в Колу. — говорится в Описании. — ...упромыш- ленную рыбу продают тем же хозяевам, от которых они на промысел ходят.... Зимою заготовляют бревна и тес на домовое строение п Колѵ и делают небольшие карбаскн на продажу и промышляют стрельбою из ружей диких оленей, белку, куниц н лисиц... и продают кольскнм купцам... На шитье мужское и женское употребляют они. кроме оленин (кож), все покупное н покупают в Коле у куп цов. а оленины своего произведения*. . I .. Интересныс. хведе ния. ; да ются об одежде,' женских украшениях и головных уборах. При этом отмечает ся «...все оные уборы поку паются в городе Коле, а сами они не делают». Описание 1785 года со ставлялось для правительст ва в самом селении-, при сборе жителей -и скреплено клеймами (личными знака ми, заменявшими подпись) старосты Сонгельского пого ста Осипа Семеновича Гав рилова и его помощника Романа Яковлевича Пьяно го. Оно убедительно опро вергает версию Б. И. Ко шечкина об оторванности сонгельцев от окружающего мира. Сонгельцы никогда не отгораживались от русского общества, проявляли живой интерес к событиям в мире. Осенью 1883 года поездку по реке Паз совершил рус ский консул в Норвегии Д. Н. Бухаров. На озере Пейво он встретил женщин саамок, которые. угощая заезжего чиновника. рас спрашивали «о царе, о Пе тербурге. о том. как живут люди в России... и т. д.*. Любознательность саамов отмечают и другие путеше ственники. Повествуя о скольтах. Б. И. Кошечкин особое вни мание обращает на «леген дарную грамоту, выданную Петром I нотозерским и сонгельским саамам на владение туломскнмн угодья ми. В погоне за сенсацией и занимательностью автор изображает дело так. будто грамота Петра I от 30 мар та "1697 года неизвестна науке. Ее содержание пере сказывается по тексту доку мента. хранящегося в Госу дарственном архиве Фин ляндии. Однако Б. И. Ко- шечкнн не может не знать, что грамота эта опублико вана полностью в книге Н. Н. Харузина «Русские лопари*. Копни грамоты, снятые сто лет назад, име ются в Государственном ар хиве Архангельской обла сти и в Государственном архиве Мурманской области. Русские источники не знают термина «скольты*. В социалистическом обще стве, в условиях братского союза всех народов СССР, не может быть пренебре жительного отношения к какой-либо народности. Ос корбительный этноним «скольты* не имеет права на. существование в нашей печати. И. УШАКОВ. Доктор исторических на ук, профессор Мурман ского педагогического института. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz