Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

aygsw - КТО ТАКИЕ СКОЛЬТЫ? Страницы мстории В последнее время в газет­ ных и журнальных публикаци­ ях стая появляться -термин «скольты». Так. 6 октября се­ го года на страницах газеты «Полярная правда» был поме­ щен материал об экспедиции Кольского филиала Академии наук СССР «в местах Древних поселений саамов-скольтов», которая собрала «новые мате­ риалы о саамах-сцольтахя. Ка­ ким же образом проник в на­ шу печати этот термин! Статьи о скольтах, как особом племени в составе саамской народности, пер­ вым начал публиковать кандидат ’ географических наук Б. И. Кошечкин. По его словам, местом поселе­ ния маленького племени яв­ лялся Сонгельскнй погост в западной Лапландии. Здесь скольты. «дети при­ роды». жили «вдали от про­ езжих путей: в лесах и бо­ лотах бассейна Лотты, в обстановке, близкой к изо­ ляции* («-Полярная прав­ да». 1983; № 65). Вслед­ ствие «ограниченных кон­ тактов с окружающим ми­ ром», в «обстановке почти полной изоляции» (журнал «Север»,!.,19.83. № 4) сЛо- жйдся «полный своеобразия быт, и духовный мир ма­ ленького 'племени». ’ Во избежание дальнейше­ го распространения этнони­ ма «скольты» следует сра­ зу сказать: вопреки утверж­ дениям Б. И. Кошечкина. племени скольтов никогда не существовало. Речь мо­ жет идти только о заимст­ вовании слова, кстати, мало достойного. В 1870 году норвежский профессор И. Фриис. побы­ вав в местности близ церк­ ви Бориса и Глеба, где на­ ходился саамский летний погост Пазрецкий. выпустил книгу о Русской Лапландии, в которой, между прочим, сообщал, что на Паз-реке в свайных постройках живут скольты. все от нечисто­ плотности плешивые, совер­ шенно лысые. В 1887 году московское общество естествоиспытате­ лей, отправляя в Лапландию известного в ту пору .учено­ го Александра Ивановича Кельсиева ,за материалами для Антропологической вы­ ставки. поручило ему про­ верить сведения; Фрниса, вызвавшие недоверие в на­ учной среде. . . В донесении Комитету по устройству выставки А. И. Кельсиев писал: «22 авгу­ ста я прибыл, наконец. к последнему русскому лопар­ скому погосту у церкви Бо­ риса и Глеба, едва успев захватить там остатки ло­ парей. Норвежский профес­ сор Фриис. посещавший этот погост с королем, пе­ чатал потом, что вндсл тут безволосых фнннов-скольтов, живущих в свайных пост­ ройках. II это свидетельст­ во. подобно многим... оказа­ лось несправедливым». Из пятнадцати осмотренных Кельсневым мужчин лишь у одного были «редкие воло­ сы. и только». Не сущест­ вовало и свайных жилищ. Виденные Фрннсом избуш­ ки на «курьих ножках» яв­ лялись амбарами, которые «все. лопари ставят... на четырех (иногда на одном) столбиках — летом от мы­ шей. зимой от зверей и высокого снегу». В заклю­ чение А. И. Кельсиев пояс­ няет: «Скольты есть назва­ ние. под которым наши ло­ пари известны в Норвегии». К тому же название пре­ небрежительное. так унизи­ тельно норвежцы называли вообще всех русских лопа­ рей. а не только сонгель- скнх саамов. . Не соответствует также действительности утвержде­ ние Б. И. Кошечкина об «ограниченных контактах с окружающим миром», «поч­ ти полной изоляции» сон- гельцев, тем более что ав­ тор, сам себе противореча, признает: сонгельцы еже­ годно ездили с рыбою в Колу, где находился «не­ безвыгодный... для саамов торг». Кстати, свидетельств тесных связей русского на­ селения с сонгельскимн ло­ парями вполне достаточно. Сошлюсь на некоторые. Таможенные .книги Коль­ ского острога фиксируют систематическую явку лопа­ рей с товарами в Колу и торговлю колян «в лопа­ рях». Так. в 1710 году «сонгельские и нотозерские лопари Иван Васильев, Ни­ кита Ермилов с товарищи явили своего промысла... 1466 рыб семги... Сонгель­ скнй лопин Филипп Козмин явил... 60 рыб семги* и т. д. Кольские воеводы также занимались торговлей с ло­ парями. Отправляя стрель­ цов по делам службы, они поручали посыльным прода­ вать русские товары. Гри­ горий Бурылев. например, в декабре 1703 года пел на шведский рубеж, в Сонге- лу. на пяти оленях 100 ар­ шин сукна, свечи, муку «да масла коровья фунтов с тридцать». Сохранилось в подлинни­ ке Описание Сонгельского погоста. составленное в- 1785 году по заданию гене­ рал-губернатора Т. И. Ту- толмнна Кандалакша нином Максимом Голодным. Оно содержит подробные сведе­ ния о хозяйстве и быте сон- гельцев. «Приехав для трес­ кового Мурманского про­ мысла в Колу. — говорится в Описании. — ...упромыш- ленную рыбу продают тем же хозяевам, от которых они на промысел ходят.... Зимою заготовляют бревна и тес на домовое строение п Колѵ и делают небольшие карбаскн на продажу и промышляют стрельбою из ружей диких оленей, белку, куниц н лисиц... и продают кольскнм купцам... На шитье мужское и женское употребляют они. кроме оленин (кож), все покупное н покупают в Коле у куп­ цов. а оленины своего произведения*. . I .. Интересныс. хведе ния. ; да­ ются об одежде,' женских украшениях и головных уборах. При этом отмечает­ ся «...все оные уборы поку­ паются в городе Коле, а сами они не делают». Описание 1785 года со­ ставлялось для правительст­ ва в самом селении-, при сборе жителей -и скреплено клеймами (личными знака­ ми, заменявшими подпись) старосты Сонгельского пого­ ста Осипа Семеновича Гав­ рилова и его помощника Романа Яковлевича Пьяно­ го. Оно убедительно опро­ вергает версию Б. И. Ко­ шечкина об оторванности сонгельцев от окружающего мира. Сонгельцы никогда не отгораживались от русского общества, проявляли живой интерес к событиям в мире. Осенью 1883 года поездку по реке Паз совершил рус­ ский консул в Норвегии Д. Н. Бухаров. На озере Пейво он встретил женщин саамок, которые. угощая заезжего чиновника. рас­ спрашивали «о царе, о Пе­ тербурге. о том. как живут люди в России... и т. д.*. Любознательность саамов отмечают и другие путеше­ ственники. Повествуя о скольтах. Б. И. Кошечкин особое вни­ мание обращает на «леген­ дарную грамоту, выданную Петром I нотозерским и сонгельским саамам на владение туломскнмн угодья­ ми. В погоне за сенсацией и занимательностью автор изображает дело так. будто грамота Петра I от 30 мар­ та "1697 года неизвестна науке. Ее содержание пере­ сказывается по тексту доку­ мента. хранящегося в Госу­ дарственном архиве Фин­ ляндии. Однако Б. И. Ко- шечкнн не может не знать, что грамота эта опублико­ вана полностью в книге Н. Н. Харузина «Русские лопари*. Копни грамоты, снятые сто лет назад, име­ ются в Государственном ар­ хиве Архангельской обла­ сти и в Государственном архиве Мурманской области. Русские источники не знают термина «скольты*. В социалистическом обще­ стве, в условиях братского союза всех народов СССР, не может быть пренебре­ жительного отношения к какой-либо народности. Ос­ корбительный этноним «скольты* не имеет права на. существование в нашей печати. И. УШАКОВ. Доктор исторических на­ ук, профессор Мурман­ ского педагогического института. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz