Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
И. Ф. УШАНОВ. Доктор исторических наук (Окончание. Начало в № 74). Приходилось бывать саа мам и в столице Российской империи — Петербурге. Име ются сведения о том, что Анна Ивановна вызывала лапландцев на свои прид ворные увеселения, где к аж дая народность России бы ла представлена группой лю дей в национальных костю мах. Они исполняли свои на родные песни и пляски, уча ствовали в маскарадах и разных потехах. Особенно грандиозным развлечением петербургской знати была шутовская свадьба, устроен ная зимой 1740 года. Близ Зимнего Дворца воздвигли Ледяной дом с иллюмина цией и фейерверками, устро или «живую этнографичес кую выставку», для которой вытребовали «инородцев» со врех концов государства за казенный счет, обязав’губер наторов «убрать их в наи лучшие платья... по их обы кновению» и прислать муж чин «с луками и прочим их оружием и музыкой». В 1766 году Екатерина II решила создать Комиссию для выработки нового Уло жения — свода законов о правах разных сословий Рос сийского государства. К вы борам депутатов допуска лись и нерусские народнос ти. От саамов Кольского уезда в Уложенную комис сию был послан Захар Пет ров, который прибыл в Моск ву и прошел регистрацию 27 июня 1767 года. Он при вез в Комиссию несколько СААМЫ В СТОЛИЦАХ наказов от саамов, в кото рых они жаловались на тя желое положение, «великий голод», многие долги и за являли. что по бедности «по датей платить не в состоя нии». Захару Петрову, как де путату Уложенной комиссии, выдали золотой нагрудный знак и назначили государст венное жалованье 37 рублей в год. Всего в Комиссии бы ло более 500 человек. Ее от крытие состоялось 30 июля 1767 года в Успенском со боре Кремля. С февраля 1768 года Комиссия стала работать в Петербурге. За полтора года состоялось 204 заседания. Затем Екатерина II прервала деятельность Комиссии и больше не соби рала ее, хотя правительство вело учет депутатов до 1 января 178 1 года. Некоторые саамы, с дет ства сроднившись с морем, совершали далекие плавания на торговых судах. Кильдин- ский саам Яков Захаров (возможно, сын депутата Уложенной комиссии1), буду чи в Петербурге, нанялся в матросы на корабль купца Фомина, занимавшегося тор говлей в западноевропейских странах. В 1777 году это судно захватили англичане, которые насильно зачислили саама на «морскую службу» Великобритании. Только в октябре 1780 года Якову З а харову разрешили вернуться на родину. «Получив в Лон доне о свободности своей пашпорт», он возвратился в Петербург, а оттуда отпра вился в Архангельск, где за писался в мещанство и про должал плавать на помор ских судах. Со второй половины XVIИ века административные по рядки в России значительно изменились. Саамы уже не ездили с прошениями в сто лицу. а обращались с ними в Архангельск, к губернато ру. Но были и исключения, когда возникали политичес ки важные вопросы. После сожжения англичанами Ко лы (в 1854 году) и перево да уездных учреждений в Кемь (в 1859 году) позиции России на Мурмане ослабли. Пользуясь этим, норвежские промышленники и авантюри сты стали захватывать у саамов лучшие угодья и пре пятствовать рыболовству на море. В 1860 году в Петер бург отправился саам Киль- динского погоста Павел Ми хайлович Зубов, который ходатайствовал «о воспре щении селиться на Мурмане беглым преступникам из Нор вегии и вообще норвежским монополистам», теснившим и грабившим саамов. П. М. Зубову покровительствовали крупный поморский капита лист М. К. Сидоров и изве стный путешественник, ад мирал, граф Ф. П. Литке. Саам обосновался в Петер бурге, участвовал в прениях по вопросам развития Край него Севера в Вольном Эко номическом обществе и Об ществе содействия русской промышленности и торговле, говорил о необходимости «улучшить быт лопарей, ус троить для них училище и развить торговое морепла вание». П, М. Зубов скон чался в 90-летнем возрасте 30 июля 1874 года и похо ронен в Петербурге па Смо ленском кладбище. В 1879 году Общество лю бителей естествознания, ан тропологии и этнографии ус троило в Москве Антрополо гическую выставку. Подго товка к ней шла более двух лет. На Кольский полуост ров в 1877 году выезжал один из энтузиастов изуче ния народов Крайнего Севе ра А. И. Кельсиев. Он собрал в русской Лапландии множе ство ценных предметов саам ского быта. По рисункам и гипсовым маскам, снятым А. И. Кальсиевым с лиц саамов, скульптор И. И. Севрюгин изготовил бюсты и манекены. В прекрасно офор мленном отделе «Лопари» размещались модели постро ек. разнообразное промыс ловое снаряжение и пять человеческих фигур: саам с сетью в летнем костюме, са ам с мальчиком в зимней одежде, замужняя женщина и девушка в праздничном одеянии. Комитет по организации выставки решил пригласить «в Москву лопарей, самое дов, остяков, бурят и голь дов», знающих русский язык и «побойчее», «могущих объ яснить о своем быте», и об ратился за содействием к М. К. Сидорову. Кузомень. ский судовладелец А. П. За- борщиков по просьбе М. К. Сидорова подыскал саам скую семью, гарантировав ей «хорошую плату» (5 руб. в месяц), бесплатный проезд и КОЛЬСКИЙ КРАЙ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ питание, «возможность пос мотреть царя и весь двор»; саамы могли жить «в Моск ве по август 1879 года, ос таться там и в Петербурге, если понравится.., а детей от дать в обучение». М. К. Си доров. по его словам, хотел познакомить русскую обще ственность с аборигенами Крайнего Севера, показав ей, что это «не глупые люди и достойные полного внима ния». Характерная деталь: ис правники и становые пре пятствовали отправке «ино родцев» в столицу, боясь, что они могут там разобла чить «все их злые дела с ними». Выставка вызвала громад ный интерес у публики. В Москву приехали крупнейшие ученые из-за рубежа — Г. Мортилье, Т. Брока и дру гие. Во время научного со брания в зал ввели для по каза этнического типа и на ционального костюма трех саамов — супружескую па ру с 10-летним мальчиком. Женщина держала в руках «люльку грудного ребенка» (колыбель). Демонстрирова лась зимняя одежда. Пояс нения ее «составных частей, покроя и названий каждой вещи» давал А. И. Кельсиев. Возвращаясь из путеше ствий, саамы, несомненно, рассказывали своим сопле менникам о виденном и слышанном. Поездки в сто лицы и другие города в из вестной мере расширяли кругозор обитателей запо лярной тундры, формирова ли у них более ясные поня тия об окружающем мире, культурных достижениях со седних народов, об общест венно-политической и эконо мической жизни центральной России. Постоянное общение с рус ским населением способство вало повышению уровня раз вития саамов. Инженер Б. А. Риппас, занимавшийся в 1894 году изысканием трас сы для Мурманской желез ной дороги, писал: «Лопарь не похож на дикаря... Он знаком с различными техни ческими успехами цивилиза ции, хотя сама цивилизация еще почти не коснулась его». Архангельский вице-губерна тор Д. Н. Островский, много раз посещавший русскую Лапландию и изучавший предания саамов, отмечал: «Из всех кочующих и полу- оседлых племен земного ша ра лопари стоят на сравни тельно высшей ступени ум ственного и нравственного развития». Таково мнение современников, близко наб людавших жизнь саамов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz