Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

И. Ф. УШАНОВ. Доитор исторических наук По своему характеру саа­ мы не были склонны к даль­ ним путешествиям и редко отлучались из родных мест. По словам И. Г. Георги, эт­ нографа XVIII века, отор- вацные от отечества, они «умирают больше от сокру­ шения своего по родине». Н е разные жизненные обстоя­ тельства иногда приводили их в российские п даже за­ рубежные столицы. Знакомство саамов с Ру­ сью началось еще в новго­ родские времена. С присо­ единением Лапландии к Москве (1478 г.) поездки саамов в центральную Рос­ сию учащаются. Русский ди­ пломат Григорий Истома, побывавший в Лапландии в 1496 году, рассказывал о саамах австрийскому послу С. Герберштейну: «Они но­ сят платье, которое шьют са­ ми из шкур различных зве­ рей, и в таком одеянии ино; гда являются в Моско­ вию». В 1526 году, в связи с принятием христианства, приезжали «к Москве лоп- ляне с моря-окияна, из Кан­ далакшской губы, усть Ни­ вЫ реки, из Дикой лопи и били челом государю... про- святити их святым креще- ниём...». Шесть лет спустя с той же целью побывали в Новгороде Великом «лопля- не: с Мурманского моря, с Колы реки и Туломы». Лапландцы слыли в Евро­ пе за искусных колдунов и прорицателей. Иван Грозный, по сообщению историка Н. М. Карамзина, незадолго до смерти пригласил к себе не- СААМЫ В СТОЛИЦАХ скольких саамов-гадателеи, отвел им в Москве дом и пытался получить у них све­ дения о своей судьбе. Чаще всего саамы приез­ жали в Москву для уплаты дани II подачи царю чело­ битных (прошений). ' Кольские власти, собирав­ шие подати с тяглого насе­ ления. чинили саамам «на- сильства и грабежи», непла­ тельщиков нещадно били «на правеже», кроме госу­ дарственных денег требова­ ли себе «посулов (подарков) и подвод». Поэтому саамы разных погостов предпочита­ ли отвозить дань в Москву, хотя расходы на дорогу в столицу , «на две тысячи верст» составляли. «мало не столько же», как возложен­ ная на них сумма дани, а сама поездка («московская волокита») в зимнее время занимала более месяца в од­ ном направлении. Во избежание ограбления в Москву посылались «с каз­ ной» несколько человек, наи­ более отважных и хорошо знавших русский язык. Со­ хранилось свидетельство, что в 1606 году во кремя обеда, который давал Лжедмитрий I в честь Юрия Мнишека и других знатных поляков в Кремле, «привели во дворец на показ 20 лопарей, бывших тогда в Москве с данью» и рассказывали любознатель­ ным иноземцам о жизни «сих странных» людей на краю света, без домов и храмов. Показательно, что многие со­ временники Лжедмитрия считали его «ведуном, на­ ученным ссму адскому ис­ кусству лапландскими вол­ шебниками». В 1617 году саамы посы­ лали к царю Михаилу Федо­ ровичу «от всей Лопской земли бить челом» своего доверенного Рудака Андре­ ева, который блестяще вы­ полнил данное ему поруче­ ние' и привез указ о невъез- де кольских сборщиков д а­ ни в саамские погосты. «И мы их пожаловали, — сооб­ щалось *в царской грамоте воеводе Пимену Юшкову,- ...велели им тую дань самим збирать... и привозить к Москве на срок на Евдокеин день (1 марта) ежегод по 50 рублев». Никакие указы однако не смогли оградить саамов от произвола и незаконных по­ боров местной администра­ ции. На протяжении XVII века саамы неоднократно на­ правляли челобитчиков в Москву, ища защиты от при­ теснений и угрожая «разбре­ стись врознь» и даже уйти «за рубеж», если кольские власти будут продолжать чинить насилия. В 1628 году нокангские саамы вынужде­ ны были занять 120 рублей под налог своих промысло­ вых угодий на «московский езд» для челобитья о своих нуждах. Нотозерским и сонгельскнм саамам пришлось вести в Москве длительную тяжбу с печенгскими монахами, зах­ ватившими у них туломские семужьи ловли. В 1651 году саамы Иван Андреевич Кол­ пак «с товарищи», будучи в Москве, добились возвраще­ ния туломекпх угодий «пре­ жним владельцам». В 1676 году Иван Колпак и Григо­ рий Фефилов вместе с наем­ ным ходатаем колянином Петром Придаиникоаым ез­ дили в Москву для подтвер­ ждения прав саамов на рыб­ ные ловли по реке Туломе царем Федором Алексееви­ чем. Но в 1686 году печенг- ские старцы отсудили спор­ ные угодья во владение мо­ настыря. Тогда в Москву отправились с челобитьем саамы Герасим Бородин н. Афанасий Родионов. Их мис­ сия увенчалась успехом, по в дело вмешался архиепис­ коп Холмогорский и Важ- ский Афанасий Любимов, по настоянию которого саамы в 1689 году дали монахам «мировую запись» с -обяза­ тельством впредь под угро­ зой взыскания 1000 рублей неустойки «не бить челом» и «не вступаться» в туломские ловли. Падунское и Кривец- кое «згодье» переходило во владение Печеигского монас­ тыря, а саамам оставались рыбные и звериные промыс­ лы в лесах и озерах. И толь­ ко в 1697 году вопрос был решен в пользу саамов. Некоторые саамы являлись стрельцами. По списку 1705 года в кольском полку 'Слу­ жило 14 саамов. Один из них — Артемий Ефремович Миклюк был активным уча­ стником антивоеводского вы­ ступления в 1698 году, когда стрельцы и посадские люди города Колы «учали збирать круги и заводить бунт и ко- КОЛЬСКИЙ КРАЙ аИИЦЯЩ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ лодников отбивать и само­ вольством управливатца». Артемий Миклюк вместе с Антипом Аврамовым, полто­ ра года безвинно просидев­ шим в тюрьме, вызвался ид­ ти в Москву с мирскими жалобами па воеводу Ива­ на Воронецкого, который «чинил им, колянам, вели­ кие обиды». Прибыв в сто­ лицу, они остановились на Балчуге, у своего земляка, торговавшего хлебными из­ делиями, Ивана Игнатьева, а позднее — на подворье другого колянина, жившего в Москве, Ивана Георгиева. 6 февраля 1699 года А. Мик­ люк и А. Аврамов явились в Новгородский приказ к думному дьяку Емельяну Игнатьевичу .Украинцеву и подали четыре челобитных, изобличавших воеводу Ива­ на Воронецкого в разных злоупотреблениях. Вскоре по требованию отца воеводы сии были «взяты в Преоб­ раженский приказ., посаже­ ны за караул и окованы». После нескольких допросов арестованных перевели ь подвал Андроникова монас­ тыря, где их продержали в «железах» два года. ГІо бо­ ярскому приговору от 2І февраля 170 1 года А. Мик­ люк был освобожден «без'-, наказания» и отпущен домой. В 1731 году поиоГіские и нокангские саамы, 450 чело­ век, захотели освободиться от своих вотчинников - - Воскресенского и Крестного* монастырей.. Саамы рассчи­ тывали закрепить за собой богатейшие семужьи ловли восточной Лапландии и еда- вать их в аренду по вольной цене частным промышленни­ кам. Они отправили в Моек- І ну «мирских посылыциков» — русского крестьянина се- * ла Поной Сидора Русинова, «грамоте читать и писать ху- дожного», и лунданского са. . ама Василия Осиповича Бо- і родина. Челобитчики пробы­ ли в Москве всю зиму 1731— 32 года. («С Покрова до.ве . ликого поста первыя неде­ ли»), подавая прошения в разные учреждения. Затем, . «ничего не получа», В. О. Бо­ родин вернулся в Поной, а С. Русинов с промышлении- ком М. Я. Панфиловым на­ правились в Петербург, где подавали прошения в Ка- мор-коллегию и императрице j Анне Ивановне, но не смог- s ли добиться нужного реше. j ния. В 1733 году вышло по- 4 веление: быть саамам «в * послушании тем монасты­ рям». (Окончание следует). \ V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz