Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
И. Ф. УШАНОВ. Доитор исторических наук По своему характеру саа мы не были склонны к даль ним путешествиям и редко отлучались из родных мест. По словам И. Г. Георги, эт нографа XVIII века, отор- вацные от отечества, они «умирают больше от сокру шения своего по родине». Н е разные жизненные обстоя тельства иногда приводили их в российские п даже за рубежные столицы. Знакомство саамов с Ру сью началось еще в новго родские времена. С присо единением Лапландии к Москве (1478 г.) поездки саамов в центральную Рос сию учащаются. Русский ди пломат Григорий Истома, побывавший в Лапландии в 1496 году, рассказывал о саамах австрийскому послу С. Герберштейну: «Они но сят платье, которое шьют са ми из шкур различных зве рей, и в таком одеянии ино; гда являются в Моско вию». В 1526 году, в связи с принятием христианства, приезжали «к Москве лоп- ляне с моря-окияна, из Кан далакшской губы, усть Ни вЫ реки, из Дикой лопи и били челом государю... про- святити их святым креще- ниём...». Шесть лет спустя с той же целью побывали в Новгороде Великом «лопля- не: с Мурманского моря, с Колы реки и Туломы». Лапландцы слыли в Евро пе за искусных колдунов и прорицателей. Иван Грозный, по сообщению историка Н. М. Карамзина, незадолго до смерти пригласил к себе не- СААМЫ В СТОЛИЦАХ скольких саамов-гадателеи, отвел им в Москве дом и пытался получить у них све дения о своей судьбе. Чаще всего саамы приез жали в Москву для уплаты дани II подачи царю чело битных (прошений). ' Кольские власти, собирав шие подати с тяглого насе ления. чинили саамам «на- сильства и грабежи», непла тельщиков нещадно били «на правеже», кроме госу дарственных денег требова ли себе «посулов (подарков) и подвод». Поэтому саамы разных погостов предпочита ли отвозить дань в Москву, хотя расходы на дорогу в столицу , «на две тысячи верст» составляли. «мало не столько же», как возложен ная на них сумма дани, а сама поездка («московская волокита») в зимнее время занимала более месяца в од ном направлении. Во избежание ограбления в Москву посылались «с каз ной» несколько человек, наи более отважных и хорошо знавших русский язык. Со хранилось свидетельство, что в 1606 году во кремя обеда, который давал Лжедмитрий I в честь Юрия Мнишека и других знатных поляков в Кремле, «привели во дворец на показ 20 лопарей, бывших тогда в Москве с данью» и рассказывали любознатель ным иноземцам о жизни «сих странных» людей на краю света, без домов и храмов. Показательно, что многие со временники Лжедмитрия считали его «ведуном, на ученным ссму адскому ис кусству лапландскими вол шебниками». В 1617 году саамы посы лали к царю Михаилу Федо ровичу «от всей Лопской земли бить челом» своего доверенного Рудака Андре ева, который блестяще вы полнил данное ему поруче ние' и привез указ о невъез- де кольских сборщиков д а ни в саамские погосты. «И мы их пожаловали, — сооб щалось *в царской грамоте воеводе Пимену Юшкову,- ...велели им тую дань самим збирать... и привозить к Москве на срок на Евдокеин день (1 марта) ежегод по 50 рублев». Никакие указы однако не смогли оградить саамов от произвола и незаконных по боров местной администра ции. На протяжении XVII века саамы неоднократно на правляли челобитчиков в Москву, ища защиты от при теснений и угрожая «разбре стись врознь» и даже уйти «за рубеж», если кольские власти будут продолжать чинить насилия. В 1628 году нокангские саамы вынужде ны были занять 120 рублей под налог своих промысло вых угодий на «московский езд» для челобитья о своих нуждах. Нотозерским и сонгельскнм саамам пришлось вести в Москве длительную тяжбу с печенгскими монахами, зах ватившими у них туломские семужьи ловли. В 1651 году саамы Иван Андреевич Кол пак «с товарищи», будучи в Москве, добились возвраще ния туломекпх угодий «пре жним владельцам». В 1676 году Иван Колпак и Григо рий Фефилов вместе с наем ным ходатаем колянином Петром Придаиникоаым ез дили в Москву для подтвер ждения прав саамов на рыб ные ловли по реке Туломе царем Федором Алексееви чем. Но в 1686 году печенг- ские старцы отсудили спор ные угодья во владение мо настыря. Тогда в Москву отправились с челобитьем саамы Герасим Бородин н. Афанасий Родионов. Их мис сия увенчалась успехом, по в дело вмешался архиепис коп Холмогорский и Важ- ский Афанасий Любимов, по настоянию которого саамы в 1689 году дали монахам «мировую запись» с -обяза тельством впредь под угро зой взыскания 1000 рублей неустойки «не бить челом» и «не вступаться» в туломские ловли. Падунское и Кривец- кое «згодье» переходило во владение Печеигского монас тыря, а саамам оставались рыбные и звериные промыс лы в лесах и озерах. И толь ко в 1697 году вопрос был решен в пользу саамов. Некоторые саамы являлись стрельцами. По списку 1705 года в кольском полку 'Слу жило 14 саамов. Один из них — Артемий Ефремович Миклюк был активным уча стником антивоеводского вы ступления в 1698 году, когда стрельцы и посадские люди города Колы «учали збирать круги и заводить бунт и ко- КОЛЬСКИЙ КРАЙ аИИЦЯЩ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ лодников отбивать и само вольством управливатца». Артемий Миклюк вместе с Антипом Аврамовым, полто ра года безвинно просидев шим в тюрьме, вызвался ид ти в Москву с мирскими жалобами па воеводу Ива на Воронецкого, который «чинил им, колянам, вели кие обиды». Прибыв в сто лицу, они остановились на Балчуге, у своего земляка, торговавшего хлебными из делиями, Ивана Игнатьева, а позднее — на подворье другого колянина, жившего в Москве, Ивана Георгиева. 6 февраля 1699 года А. Мик люк и А. Аврамов явились в Новгородский приказ к думному дьяку Емельяну Игнатьевичу .Украинцеву и подали четыре челобитных, изобличавших воеводу Ива на Воронецкого в разных злоупотреблениях. Вскоре по требованию отца воеводы сии были «взяты в Преоб раженский приказ., посаже ны за караул и окованы». После нескольких допросов арестованных перевели ь подвал Андроникова монас тыря, где их продержали в «железах» два года. ГІо бо ярскому приговору от 2І февраля 170 1 года А. Мик люк был освобожден «без'-, наказания» и отпущен домой. В 1731 году поиоГіские и нокангские саамы, 450 чело век, захотели освободиться от своих вотчинников - - Воскресенского и Крестного* монастырей.. Саамы рассчи тывали закрепить за собой богатейшие семужьи ловли восточной Лапландии и еда- вать их в аренду по вольной цене частным промышленни кам. Они отправили в Моек- І ну «мирских посылыциков» — русского крестьянина се- * ла Поной Сидора Русинова, «грамоте читать и писать ху- дожного», и лунданского са. . ама Василия Осиповича Бо- і родина. Челобитчики пробы ли в Москве всю зиму 1731— 32 года. («С Покрова до.ве . ликого поста первыя неде ли»), подавая прошения в разные учреждения. Затем, . «ничего не получа», В. О. Бо родин вернулся в Поной, а С. Русинов с промышлении- ком М. Я. Панфиловым на правились в Петербург, где подавали прошения в Ка- мор-коллегию и императрице j Анне Ивановне, но не смог- s ли добиться нужного реше. j ния. В 1733 году вышло по- 4 веление: быть саамам «в * послушании тем монасты рям». (Окончание следует). \ V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz