Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
D НАЧАЛЕ XVI века Россия была уже об ширным государством, в ко тором. кроме русских, оби тало много других народов. Иностранцы, собиравшие сведения о великой «Моско вии», зафиксировали, в ча стности, разнообразные дан ные о жителях Крайнего Севера. плативших дань русским правителям, в том числе и о кольскнк лопарях. В то время в Западной Ев ропе шла молва, будто они почти все волшебники, уме ют управлять ветрами и предсказывать судьбы лю дей. Большой интерес к рос сийским лопарям проявил австрийский посол Сигиз- мѵнд Герберштейн, приез жавший в Москву во вре мя правления Василия III (отца Ивана Грозного). Информатором любозна тельного иноземца был русский дипломат Григорий Истома, который посетил Лапландию в 1496 году и лично наблюдал жизнь ло парей Кольского полуост рова. «Они, — сообщает Сигизмунд Герберштейн со слов Григория Истомы, — носят одежду, которую шьют сами из шкур различ ных зверей, и в таком одея нии иногда являются в Мо сковию*. Как свидетельствуют ис следователи, саамы по своему характеру не склон ны были к дальним поезд кам за пределы Лаплан дии. Но обстоятельства вре менами побуждали их к этому. Первые известные нам поездки в Новгород и Мо скву были связаны с при нятием христианства. В 1526 году, отмечает лето пись, в Москве находились «лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы...». До возникновения Колы (середина XVI века) лопари не чувствовали над собой властной руки московских правителей. «Заплатив го довую дань мехами, — го ворил Григорий Истома, — они хвалятся, что никому ничего не должны и что они независимы». После сооружения Коль ского острога в саамские погосты для сбора дани и привлечения к извозной по винности стали регулярно посылаться стрельцы, кото рые творили всякие наси лия и обирали саамов: взи мали «дань песцами вдвое», требовали себе «корм» — мясо и рыбу, присваивали «постели» (меховые одеяла), заставляли перевозить себя на оленях от погоста к по госту на десятки верст че рез тундру. Тогда терские саамы от правили челобитчиков в Москву, и 3 нюня 1586 года царь Федор Иванович (сын Ивана Грозного) дал им жалованную грамоту: впредь государевы подати платить на Москве, «збира- тн меж себя самим и приво- знти ту дань 50 рублев са мим ежегод на стретенье (2 февраля)... сполна». В указанную сумму входила стоимость пушнины, деся той части улова семгн и тридцати выделанных олень их шкур. С этого времени начались систематические поездки ло парей в столицу. Ездили Страницы истории рослых, одетых в шубы, соединенные с шапками. Ма ло сведущие придворные, организовавшие зрелище, сказали гостям, что эти «дикари живут на краю света, близ Индии и Ледо витого л;ооя. не зная ни домов, ни теплой пищи, ни законов, ни веры».. Придворные информато ры имели довольно пре вратное представление о кольских саамах, которые ЗА Г Р АМ О Т О Й - К АЖ ЕДШ РИЮ они в Москву по очереди, группами по десяти н более человек. Летом 1605 года на рус ском престоле утвердился авантюрист Гришка От репьев, назвавшийся сы ном Ивана Грозного Дмит рием. Ловкий проходимец, почти год продержавшийся на троне, вошел в историю под именем Лжедмитрня I. Саамы, узнав о том, что в России стал править но вый царь, решили обратить ся к нему с просьбой под твердить пожалование, дан ное Федором Ивановичем. Тем более, что самозванец всячески афишировал свою принадлежность к царскому роду, подчеркнуто уважи тельно относился к памяти «брата» своего Федора Ива новича. 10 декабря 1605 года он милостиво принял лопарей и, выслушав их просьбу, ве лел старые «подлинные грамоты взять к себе», а своему печатнику и думно му дьяку . Богдану Ивано вичу Сутупову дать нм новую, аналогичную грамо ту от своего царского име ни. Текст жалованной гра моты самозванца сохранил ся в архиве Ленинградско го отделения Института ис тории СССР Академии наук СССР. Видимо, по желанию са мозванца саамы задержа лись в Москве вплоть до мая 1606 года. Историк Н. М. Карамзин сообщает такой факт. Незадолго до своей гибели Лжедмнтрий давал в Кремле пышный обед в честь польского маг ната Юрня Мнишека и других знатных поляков. Б разгар веселья «привели во дворец на показ 20 лопарей, бывших тогда в Москве с данью». Иноземцы с уднвле-І нием рассматривали «сих странных людей» — низко- | к началу XVII века вполне усвоили русские правовые порядки и почти все приоб щились к православной ве ре, давным-давно уже не были «сыроядцами» и «ди карями». 17 мая 1606 года, то есть вскоре после привода лопа рей в кремлевский дворец на показ полякам, в Москве вспыхнуло восстание, во время которого Лжедмит- рий I был убит. Возможно, что саамы еще 'не успели уехать из столицы и могли быть свидетелями расправы москвичей с самозванцем и его приближенными. Современники удивля лись тому, как проходимец сумел склонить на свою сторону и «прельстить» да же влиятельных людей, не веривших в чудесное спасе ние царевича Дмитрия. Мно гие полагали, что тут не обошлось без колдовства. Мимо их внимания не про шло общение самозванца с лопарями. Исследователь событий «смуты» Н. М. Карамзин пишет, что мно гие считали Лжедмитрия «ведуном, наученным сему адскому искусству лапланд скими волшебниками». ...Поездки в Москву и другие русские города бес спорно расширяли кругозор саамов. Будучи в централь ной России, они знакоми лись с укладом жизни зем ледельческого и ремеслен ного населения, культурой и социальными отношения ми русских людей. Впечат ления от пребывания в сто лице способствовали росту общественного сознания са амов, усвоению достижений и обычаев русского народа. И. УШАКОВ. Краевед. Редактор А. П. БАВЫКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz