Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

и, взяв проводника, отправились туда за товарами. «Когда наш корабль, — рассказывает в своих записках голландский купец Симон ван Салинген, — пришел в Колу, в ней было всего три двора, в которых жили: Се­ мен Вянзин... Филипп Ус и староста Мокроус и прочие. Все они, увидев судно, убежали в лес и много дней скры­ вались в нем, пока, наконец, не отыскал их монастырский штурман, приведший наше судно в Колу. Он объяснил им, что мы люди мирные, благочестивые, и так уговорил их прийти к нам». Это — первое упоминание Колы в источниках. Развитие международной торговли на Мурмане бы­ стро подняло значение Колы, которая была наиболее удобна для хранения товаров и для поддержания связи по суше с внутренней Россией. Расположенная в 75 ки­ лометрах от открытого моря, в оконечности залива, она, по сравнению с Кегором и Печенгой, меньше подверга­ лась опасности нападения пиратов, которых тогда нема­ ло скиталось вдоль морских путей (не случайно жители Колы в 1565 году при виде неизвестного корабля все убежали в лес). Залив возле Колы мелководен, и подой­ ти к ней на крупных судах можно было только зная ф а р ­ ватер. Из всех пунктов Мурманского побережья Кола ближе всех располагалась к Кандалакше, откуда начиналась дорога во внутренние районы России — на Каргополь и Новгород. Летом сообщение с Мурманом поддерживалось по морю. В остальное время года добраться до него было нелегко. Зимою использовались оленьи упряжки, весной и осенью передвигались по системе рек и озер на лодках, а по тайболам (межводным участкам пути) — пешком. По сухопутью грузы приходилось нести на себе. Д л я это­ го применялись «крошни» — несложное приспособление, состоявшее из дуги с веревочной сеткой и заплечных л я ­ мок. Несмотря на все трудности, путь через Лапландию, проложенный по самому короткому расстоянию — от Кандалакши до южной оконечности Кольского з а л и ­ ва, — регулярно функционировал. Кола находилась на окончании этого пути, возле не­ замерзающего морского залива, что и определило ее важное значение в жизни края. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz