Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Английское общество «Р. Мартенс и К0», занимав ­ шееся подрядными работами по разгрузке торговых ко­ раблей, поселило нанятых им рабочих, преимуществен­ но туляков и калужцев, в трюме парохода «Нигерия». В первом часу ночи 24 февраля 1917 года на судне воз­ ник пожар, в результате которого из 98 русских рабочих сгорело 58 человек и один умер в больнице от ожогов. Мученическая гибель 59 рабочих явилась последним крупным событием в истории города накануне крушения романовской монархии. Новому городу суждено было стать административ­ ным, экономическим и культурным центром края, «пор­ том четырех океанов», «воротами в Арктику». Соединен­ ный железной дорогой с центром России, удобно распо­ ложенный на берегу незамерзающего морского залива, Мурманск, по сравнению с Александровском, имел зн а ­ чительно больше возможностей для своего развития. Однако при сохранении капитализма, вследствие отста­ лости и слабости экономики Русского Севера, Мурманск не мог рассчитывать на быстрый рост. Лишь в результа­ те пролетарской революции и ликвидации в России бур­ жуазно-помещичьего строя, после изгнания интервентов и белогвардейцев, в условиях строительства социализма Мурманск стал успешно развиваться и приобрел перво­ степенное значение не только для Кольского края, но и для всей Советской страны. * Империалистическая война, начавшаяся в 1914 году, создала такую ситуацию, которая высоко подняла госу­ дарственное значение Мурмана. Заброшенный ранее край привлек внимание правящих верхов России исклю­ чительной удобностью морских сношений со странами Западной Европы и Америки. Необходимость получения от союзников военных по­ ставок побудила царское правительство ассигновать десятки миллионов рублей на строительство железной дороги, торгового порта, оборонительных сооружений и города на Кольском заливе. Тяжелым трудом рабочих и инженеров, в предельно сжатые сроки, в суровых условиях Крайнего Севера бы­ ла проложена и сдана во временную эксплуатацию 631

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz