Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
дороги десятки тысяч тонн грузов лежали на товарных площадках не доставленными по назначению. Количество невывезенных грузов особенно возросло с наступлением зимы, когда все приходившие из-за гра ницы корабли разгружались только на Мурмане. В ян варе 1917 года в торговом порту было принято 51 060 тонн различных грузов, в феврале — 66 455. С Мурмана грузы отправлялись двумя путями: по железной дороге — к Петрограду и на пароходах — в Архангельск. Благодаря мощным ледоколам, куплен ным в Англии, и созданию службы наблюдения за л ь д а ми проводка судов к Архангельску не прекращалась в течение всей зимы 1916/17 года. В условиях мировой войны северные морские комму никации приобрели для России огромное значение. Мурманский край оказался самым удобным районом для поддержания прямых контактов с союзниками. К го роду Александровску из Шотландии был проложен под водный кабель, ставший основным каналом телеграфной связи со странами Антанты. Открытие этой международ ной линии состоялось 15 января 1915 года. На Мурмане Россия могла сравнительно быстро, дешево (в смысле стоимости морских перевозок) и систематически полу чать от союзников дефицитную продукцию и другую по мощь. Германское командование прилагало немалые уси лия, чтобы помешать доставке грузов в северные порты России. Весной 1915 года немцы расставили мины на пу ти движения судов у Восточного Мурмана и в Горле Б е лого моря, на которых с открытием навигации подорва лось несколько иностранных и русских судов. В июне 1915 года в русских водах появился немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» водоизмещением 4500 тонн и скоростью хода более 33 километров в час. Близ берегов Северной Норвегии находились еще два немецких крейсера — «Берлин» и «Гроссер кюрфюрст». Царское правительство вынуждено было принять ме ры для обеспечения безопасности судоходства в север ных водах. Были подысканы суда, которые занялись т р а лением и обезвреживанием плавучих мин. Морской Ге неральный штаб отдал распоряжение о присылке на Се вер военных кораблей с Тихого океана. 15 декабря 1915 года из Владивостока в Александровск пришел минный 621
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz