Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

дороги десятки тысяч тонн грузов лежали на товарных площадках не доставленными по назначению. Количество невывезенных грузов особенно возросло с наступлением зимы, когда все приходившие из-за гра ­ ницы корабли разгружались только на Мурмане. В ян ­ варе 1917 года в торговом порту было принято 51 060 тонн различных грузов, в феврале — 66 455. С Мурмана грузы отправлялись двумя путями: по железной дороге — к Петрограду и на пароходах — в Архангельск. Благодаря мощным ледоколам, куплен­ ным в Англии, и созданию службы наблюдения за л ь д а ­ ми проводка судов к Архангельску не прекращалась в течение всей зимы 1916/17 года. В условиях мировой войны северные морские комму­ никации приобрели для России огромное значение. Мурманский край оказался самым удобным районом для поддержания прямых контактов с союзниками. К го­ роду Александровску из Шотландии был проложен под­ водный кабель, ставший основным каналом телеграфной связи со странами Антанты. Открытие этой международ ­ ной линии состоялось 15 января 1915 года. На Мурмане Россия могла сравнительно быстро, дешево (в смысле стоимости морских перевозок) и систематически полу­ чать от союзников дефицитную продукцию и другую по­ мощь. Германское командование прилагало немалые уси­ лия, чтобы помешать доставке грузов в северные порты России. Весной 1915 года немцы расставили мины на пу­ ти движения судов у Восточного Мурмана и в Горле Б е ­ лого моря, на которых с открытием навигации подорва­ лось несколько иностранных и русских судов. В июне 1915 года в русских водах появился немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» водоизмещением 4500 тонн и скоростью хода более 33 километров в час. Близ берегов Северной Норвегии находились еще два немецких крейсера — «Берлин» и «Гроссер кюрфюрст». Царское правительство вынуждено было принять ме­ ры для обеспечения безопасности судоходства в север­ ных водах. Были подысканы суда, которые занялись т р а ­ лением и обезвреживанием плавучих мин. Морской Ге­ неральный штаб отдал распоряжение о присылке на Се­ вер военных кораблей с Тихого океана. 15 декабря 1915 года из Владивостока в Александровск пришел минный 621

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz