Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
стью в 40 гонн. Кроме того, управление Мурманстройки имело два 10-тонных крана. Эксплуатация порта началась сразу же после устрой ства первой временной пристани в 1915 году. С наступлением зимы 1915/16 года военные грузы из Англии, Франции и США стали идти не в Архангельск, а в Кольский залив — в Ал ек с ан д р о в а , Семеново и Д р о вяное. Причальных приспособлений для приема судов было очень мало. Корабли подолгу стояли на рейде, ожидая разгрузки. К 23 февраля 1916 года в Кольском заливе скопилось 37 коммерческих пароходов, в том чис ле 17 английских, 2 французских и 2 американских. Не которые из них разгружались на русские суда прямо на рейде. В период прекращения навигации на Белом море, с 24 ноября 1915 года по 23 марта 1916 года, Мурман ский порт принял и разгрузил 11 кораблей, которые с р а зу же ушли за границу за новыми грузами. Всего на бе рег было выгружено 28 043 тонны различного оборудо вания, каменного угля, вооружения, боеприпасов и про чего. Около 50 ООО тонн военных грузов, в первую оче редь — пороха, винтовок, колючей проволоки, снарядов, автомобилей, авиационных частей, моторов, приборов, ручных гранат и армейских сапог, с помощью кранов парохода «Сицилия» было перегружено на суда, кото рые с 29 марта 1916 года стали отправляться вслед за мощными ледоколами к острову Мудьюг, откуда эти гру зы гужом перевозились к Архангельско-Вологодской ж е лезной дороге. 5457 тонн военных грузов, в основном винтовок и сна рядов, было отправлено в Петроград по сухопутью: от Мурмана до Колы — по железной дороге, от Колы до Б е лой (Хибины) — на оленях, от Белой до Кандалакши — по железной дороге, от Кандалакши через Куолаярви до Рованиеми — на лошадях и далее — по Финляндской железной дороге. С началом свободной навигации по Белому морю основной поток военных грузов пошел непосредственно к Архангельску. Мурманская железная дорога, ввиду ее недостроен- ности и нехватки подвижного состава, вывозила из тор гового порта в среднем по 147 тонн груза в сутки. Вследствие низкой пропускной способности железной 620
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz