Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

ды и т. п.), сдать подрядчику Б. И. Качурину, который нанял в Вятской губернии артель квалифицированных плотников. Наступил декабрь. Работать приходилось в темноте полярной ночи (фонарей было очень мало), в сырую и холодную погоду. Многие рабочие, простудившись, не смогли выходить на работу. Ввиду этого подрядчик ввел строгие «Правила для рабочих»: по требованию на­ чальства они обязаны были «работать сверхурочные ч а ­ сы и в праздничные дни»; за преждевременный уход с р а ­ бот, хотя бы за пять минут до срока, виновные штрафо­ вались «в размере дневного заработка, а за самоволь­ ную отлучку в Колу — в полуторном размере»; за невы­ ход на работу в течение трех дней без уважительных причин рабочие привлекались «к ответственности на ос­ новании военного положения». К 5 декабря 1916 года на строительстве торгового порта было занято 620 рабочих, из них 200 плотников, остальные чернорабочие. 15 декабря ледокол «Сиби­ ряков» доставил из Архангельска 99 ратников, а еще через десять дней на ледоколе «Русанов» прибыло 170 вольнонаемных рабочих. К весне 1917 года на строитель­ стве торгового порта находилось 775 рабочих и с л уж а ­ щих, в том числе 590 — нанятых контрагентами Качури- ными. В марте 1917 года сооружение и оборудование трех глубоководных причалов были полностью завершены. Постройка двух других причалов близилась к окон­ чанию. Общая протяженность этих пяти причалов состав ­ ляла 630 метров. Шла забивка свай для шестого и седь­ мого причалов; действовали портовая электростанция, временный водопровод для питания судов, грузооткат­ ные средства. В возникшем близ порта поселке имелось около двух десятков жилых строений (преимущественно бараков), больница, столовая и различные служебные здания. В Дровяном были построены временные мастер­ ские для ремонта судов землечерпального каравана, электрическая станция и некоторые хозяйственные по­ мещения. Лесопильный завод Бергрена, перешедший в собственность казны, обслуживал потребности строи­ тельства. Для разгрузочных операций Мурманский тор­ говый порт имел три береговых крана грузоподъемно­ стью в 5— 10 тонн и один плавучий кран грузоподъемно­ 619

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz