Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
(400 плотников, 10 закоперщиков, 15 землекопов, 10 ко чегаров, 5 печников, 5 кровельщиков и 100 чернорабо чих), которые должны были прибыть в Семеново к 15 ав густа и проработать до 1 января 1917 года. Уполномоченные Качурина нанимали рабочих во внутренних губерниях России. Это были «ратники 1 и 2 разряда непризванных годов и лица, признанные негод ными к военной службе». Большинство их было старше 38—40 лет, многие имели физические недостатки. Среди завербованных были т акже лица, не достигшие призыв ного возраста (в том числе два подростка 14 и 15 лет). Вследствие плохой работы транспорта, нехватки мест на рейсовых пароходах Мурманского общества р а бочие приезжали на стройку с большим запозданием. В течение августа 1916 года в Семеново было доставле но семь партий рабочих общей численностью 330 чело век. Часть рабочих удалось нанять на месте (из числа отработавших свой срок на строительстве железной до роги). Но договор не был выполнен полностью даже в сентябре. Недоставало половины условленного количе ства плотников, что, по словам Б. Е. Веденеева, «сильно отозвалось на успехе работ». 17 ноября с Б. И. Качуриным был заключен новый договор — на поставку, сверх прежнего числа, еще 250 плотников. Одновременно управление по постройке пор та обратилось за помощью в министерство торговли и промышленности. Указывая на возрастающую «труд ность набора рабочих и ухудшение их качества вследст вие мобилизации всех молодых возрастов», Б. Е. Веде неев просил восполнить недостаток в рабочей силе «при званными на военную службу ратниками и солдатами», знающими плотничье дело. «Ратники флота — плотни ки, — писал он, работают на постройке Кольской базы. Солдаты плотники присланы в последнее время и Мур- манстройке». Правительство распорядилось удовлетворить прось бу Б. Е. Веденеева. Так, вслед за морским и железнодо рожным ведомствами, военизированные рабочие коман ды стали использоваться и на сооружении торгового порта. Д л я ускорения строительства второго и третьего при чалов было решено часть работ, не требующих примене ния механических средств (рубку ряжей, настил э с т ак а 618
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz