Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

(400 плотников, 10 закоперщиков, 15 землекопов, 10 ко­ чегаров, 5 печников, 5 кровельщиков и 100 чернорабо­ чих), которые должны были прибыть в Семеново к 15 ав ­ густа и проработать до 1 января 1917 года. Уполномоченные Качурина нанимали рабочих во внутренних губерниях России. Это были «ратники 1 и 2 разряда непризванных годов и лица, признанные негод­ ными к военной службе». Большинство их было старше 38—40 лет, многие имели физические недостатки. Среди завербованных были т акже лица, не достигшие призыв­ ного возраста (в том числе два подростка 14 и 15 лет). Вследствие плохой работы транспорта, нехватки мест на рейсовых пароходах Мурманского общества р а ­ бочие приезжали на стройку с большим запозданием. В течение августа 1916 года в Семеново было доставле­ но семь партий рабочих общей численностью 330 чело­ век. Часть рабочих удалось нанять на месте (из числа отработавших свой срок на строительстве железной до ­ роги). Но договор не был выполнен полностью даже в сентябре. Недоставало половины условленного количе­ ства плотников, что, по словам Б. Е. Веденеева, «сильно отозвалось на успехе работ». 17 ноября с Б. И. Качуриным был заключен новый договор — на поставку, сверх прежнего числа, еще 250 плотников. Одновременно управление по постройке пор­ та обратилось за помощью в министерство торговли и промышленности. Указывая на возрастающую «труд­ ность набора рабочих и ухудшение их качества вследст­ вие мобилизации всех молодых возрастов», Б. Е. Веде­ неев просил восполнить недостаток в рабочей силе «при­ званными на военную службу ратниками и солдатами», знающими плотничье дело. «Ратники флота — плотни­ ки, — писал он, работают на постройке Кольской базы. Солдаты плотники присланы в последнее время и Мур- манстройке». Правительство распорядилось удовлетворить прось­ бу Б. Е. Веденеева. Так, вслед за морским и железнодо­ рожным ведомствами, военизированные рабочие коман­ ды стали использоваться и на сооружении торгового порта. Д л я ускорения строительства второго и третьего при­ чалов было решено часть работ, не требующих примене­ ния механических средств (рубку ряжей, настил э с т ак а ­ 618

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz