Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Строительство причалов Мурманского торгового порта По замыслу проектировщиков, Мурманский торговый порт, рассчитанный, главным образом, на вывоз леса, хлеба и рыбы и ввоз из-за границы каменного угля, со­ ли и оборудования, должен был создаваться по этапам. Первоначально, для удовлетворения нужд военного вре­ мени, предполагалось построить несколько временных деревянных причалов для разгрузки океанских парохо­ дов и пристань для судов малой осадки (лихтеров). Пос­ ле этого намечались работы первой очереди — капиталь ­ но перестроить временные портовые сооружения, довес­ ти их пропускную способность до 45 миллионов пудов в год, устроить ремонтно-хозяйственную базу. На это планировалось затратить 23 389 ООО рублей. Работами второй и третьей очереди предполагалось увеличить гру­ зооборот порта соответственно до 90 и 145 миллионов пудов в год. Но это были наметки на будущее. Пока шла война, перед строителями порта стояла задача в минимальные сроки обеспечить прием грузов, поступающих от союзни­ ков. З а простой иностранных судов казне приходилось платить огромные деньги. От задержки поставок с трада ­ ло снабжение русской армии. Поэтому необходимо было к моменту открытия сквозного движения по Мурман ­ ской железной дороге построить причальные сооруже­ 615

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz