Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Причалив. На западном бе­ регу т акже имелись участки, удобные для сооружения портовых устройств. Территория второй тер­ расы давала возможность для создания на ней крупно­ го городского поселения. По отзыву современника, место это было просторное, «совсем жизнерадостное, ...с севера и востока засло ­ ненное довольно высокими горами, но они не давят, так как отстоят достаточно д а ­ леко от залива»; местность песчаная, сухая, ничем не зараженная, с наличием хо­ рошей питьевой воды. Северное и среднее коле­ на Кольского залива, отме­ чал начальник портовых изысканий Валериан Евгеньевич Ляхницкий, не представ­ ляют этих достоинств: они более подвергнуты океанскому волнению, берега их изрезаны рядом мелководных губ, большей частью круты и гористы. Выбор места для порта был утвержден 21 февраля 1915 года; конечная точка Мурманской железной доро­ ги была обозначена постановкой столба 15 марта того же года, а первая партия строителей ведомства путей сообщения прибыла сюда 3 апреля 1915 года. Это была артель плотников из Пензенской губернии во главе с десятником А. Быком. Она ехала из Петро­ града через Швецию и Норвегию по железной дороге до Нарвика, а оттуда до Семенова — на пароходе. К л е ­ ту 1915 года артель соорудила восемь бараков, предна­ значенных для строителей северного участка Мурман­ ской дороги. Так зародился поселок близ будущей железнодорож­ ной станции Мурман. Вскоре министерство торговли и промышленности начало предварительные работы по сооружению в Семе­ новской бухте торгового порта. В. Е. Ляхницкий (Из фондов Мурманского крае­ ведческого музея) 613

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz