Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Причалив. На западном бе регу т акже имелись участки, удобные для сооружения портовых устройств. Территория второй тер расы давала возможность для создания на ней крупно го городского поселения. По отзыву современника, место это было просторное, «совсем жизнерадостное, ...с севера и востока засло ненное довольно высокими горами, но они не давят, так как отстоят достаточно д а леко от залива»; местность песчаная, сухая, ничем не зараженная, с наличием хо рошей питьевой воды. Северное и среднее коле на Кольского залива, отме чал начальник портовых изысканий Валериан Евгеньевич Ляхницкий, не представ ляют этих достоинств: они более подвергнуты океанскому волнению, берега их изрезаны рядом мелководных губ, большей частью круты и гористы. Выбор места для порта был утвержден 21 февраля 1915 года; конечная точка Мурманской железной доро ги была обозначена постановкой столба 15 марта того же года, а первая партия строителей ведомства путей сообщения прибыла сюда 3 апреля 1915 года. Это была артель плотников из Пензенской губернии во главе с десятником А. Быком. Она ехала из Петро града через Швецию и Норвегию по железной дороге до Нарвика, а оттуда до Семенова — на пароходе. К л е ту 1915 года артель соорудила восемь бараков, предна значенных для строителей северного участка Мурман ской дороги. Так зародился поселок близ будущей железнодорож ной станции Мурман. Вскоре министерство торговли и промышленности начало предварительные работы по сооружению в Семе новской бухте торгового порта. В. Е. Ляхницкий (Из фондов Мурманского крае ведческого музея) 613
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz