Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

мо требования обеспечить жильем, питанием и обмунди­ рованием, «предъявляли обычные для фабричных рабо ­ чих требования, как-то: оборудования больниц, произ­ водства на это особых отчислений и т. п.». Среди них действовало много агитаторов. «Таких подстрекате­ лей, — отмечал П. Е. Соловьев, — на участке Кола— Кандалакша насчитывается до 60 человек». Удовлетворить требования рабочих администрация была не в состоянии; сил для подавления забастовки бы­ ло недостаточно (на всей линии Канда л акша—Мурман имелось лишь три полицейских чина и 11 стражников). 9 июня 1915 года 720 рабочих сели па пароход «Васи­ лий Великий» и самовольно отправились в Архангельск. Предупрежденные телеграммой архангельские власти выслали на пристань, к которой подошел «Василий Ве­ ликий», воинскую команду. Вскоре на пароход прибыл вице-губернатор Б. Н. Палеолог. «Собрав рабочих на палубе, -— писал он, — я обратился к ним с увещанием вернуться на работы, объяснив им государственное зн а ­ чение строящейся Мурманской дороги... Однако рабочие заявили мне, что плохой климат и недостаток в пище и одежде вызвали среди них заболевания, которые и лишают их всякой возможности вернуться на работы. Изнуренный вид рабочих указывал на полную правдо­ подобность их заявления. Сверх того, при дальнейших беседах моих с отдельными рабочими я обнаружил, что многие из них больны цингой». Сколько ни уговаривал их вице-губернатор, рабочие «категорически отказались возвратиться на работы ввиду чрезвычайно тяжелых условий жизни на Кольском полуострове». Попытки найти среди них «агитаторов и зачинщиков забастовки» ни к чему не привели. Губернатор С. Д. Би ­ биков по телеграфу затребовал списки «подстрекате­ лей» у инженера П. Е. Соловьева, но тот ответил, что это должны сделать начальник участка и инспектор Куль- жинский. Последние, однако, не знали фамилий зачин­ щиков движения, и губернатор вынужден был прекра­ тить расследование. Массовый уход рабочих со строительства железной дороги заставил губернскую администрацию и управле­ ние Мурманстройки принять срочные меры. Часть рабо­ чих, занимавшихся рубкой просеки, перевели на соору­ жение бараков. Из Архангельска в Кандалакшу были 603

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz