Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
работанное время. Начальник участка инженер В. В. С а харов, который, по отзыву исправника Паршенского, «благодаря своей надменности и грубости был недосту пен не только для рабочих, но и для служащих», боясь разгрома конторы, просил по телеграфу выслать ему на помощь отряд стражников, так как он сам более не в со стоянии «поддержать дисциплину». Однако рабочие ве ли себя корректно — собирались группами, обсуждали свое положение, «лежали и толпились» близ конторы в ожидании требуемого ими расчета. Многие, особенно больные, не хотели более оставаться на стройке и доби вались отправки их на родину. Чтобы успокоить рабочих, пришлось некоторым из них выдать причитавшийся им заработок, другим — дать заверения, что плата будет выдана в ближайшее время. 18 июня 1915 года пристав Брагин доносил: «Рабочи в Коле 700, в Семенове — 600, по линии — 450. Уволи лось по болезни 100. Предполагается еще 100». Нетрудно заметить, что выступления рабочих на кольском участке строительства железной дороги носили стихийный характер и сводились к борьбе за удовлетво рение насущных нужд и отстаиванию собственного чело веческого достоинства. Несмотря на крайне тяжелые условия работы, они не выдвигали требований, связан ных с пересмотром трудового договора (сокращения р а бочего дня, повышения заработной платы и т. п.). Наибольшего размаха забастовочное движение до стигло в районе Кандалакши . Здесь среди строителей железной дороги вели работу большевики Н. Д. Кура- сов, Ф. И. Пасторов, В. В. Лебедев и другие. Николай Дмитриевич Курасов вступил в РСД РП в 1904 году. Он активно участвовал в революционном движении 1905 года на Забайкальской железной доро ге, был заключен за это в Иркутскую тюрьму. Стойкий большевик, Н. Д. Курасов по приезде в Кандалакшу сплотил вокруг себя группу передовых рабочих и слу жащих, которая стремилась внести в движение рабочих организованность и целеустремленность. Она призывала строителей дороги добиваться от администрации созда ния нормальных условий труда и быта. Группа Н. Д. Курасова тогда не имела связи с руко водящими органами партии и действовала самостоя 601
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz