Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

С начала строительства до 1 июля 1916 года больни­ цы на линии Канда л акша—Кола посетило 55 054 чело­ века. На стационарное лечение попадала лишь незначи­ тельная часть больных. Большинство во время болезни находилось в жилых бараках вместе со здоровыми людьми. Помещенному в больницу рабочему выплачивалось по 50 копеек в сутки. Вся эта сумма уходила на его пи­ тание. Амбулаторные больные, если они не выходили на работу, никакой платы не получали. Более того, им сразу же прекращали выдачу продуктов по таксе и от­ пускали продовольствие только по коммерческим ценам. Из 2425 человек, принятых на стационарное лечение в течение первого года стройки, умерло 197 человек, то есть более 8%. Наибольший урон наносила цинга. За шесть месяцев, с 1 января по 1 июля 1916 года, в больни­ цы на линии К анд а л акша—Кола поступило тяжело больных цингой 1817 военнопленных и 875 наемных р а ­ бочих. Из них умерло: первых — 64 человека, вторых — 14 человек. Больных, не подающих надежд на скорое выздоров­ ление, эвакуировали в Архангельск. Сколько их умирало после вывоза с места работы, медицинская служба Мур ­ манстройки учета не вела. О состоянии этих больных можно судить по сообщению губернатора С. Д. Бибико­ ва, который летом 1916 года писал об отказе вновь з а ­ вербованных рабочих ехать на строительство Мурман ­ ской железной дороги: «Узнав о тяжелых условиях ж и з ­ ни на линии, об отсутствии там в минувшую зиму необ­ ходимых продуктов, обуви и одежды и о массовом з або ­ левании цингою, о сильной смертности, старались они всеми силами избегнуть поездки на линию. Это стрем­ ление их особенно усугублялось видом перевозимых на их глазах с Мурмана тысячи больных в таком виде, что рабочие говорили: «Не больных везут, а землю». Однако всякое стремление рабочих уклониться от договора н а ­ ми пресекалось, и все они были посажены на пароходы и отвезены на линию». В обстановке постоянной спешки надлежащих мер для безопасности труда не принималось. Много ранений было на взрывных работах. Несчастные случаи про­ исходили и при устройстве насыпей и мостов. Так, 597

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz