Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
можные способы ускорения работ. По предложению ин женера В. П. Ивашева через Кандалакшскую губу, вместо объезда, была построена фильтрующая дамба длиною в 1 версту — каменная насыпь, пропускавшая текущие воды. Такое решение проблемы оказалось впол не удачным. Укладка рельсов на VI участке затянулась до позд ней осени. 3 ноября 1916 года у Пояконды, недалеко от Полярного круга, произошла, наконец, стыковка пути карельской части дороги с кандалакшской. С этого дня по всей дороге от Петрозаводска до Мурмана открылось сквозное движение. 15 ноября 1916 года Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию. Это, однако, не означало окончания строительства. На линии было множество недоделок. Общая готовность дороги определялась в 70%. На Кольском полуострове объем земляных работ был выполнен только на 58% (к концу 1916 года было вынуто и уложено 1 537 877 ку бометров грунта). Предстояло завершить работы второй очереди — заменить временные сооружения постоян ными. Сумма всех расходов на строительство линии Канда л а кш а—Мурман к 1 января 1917 года достигла 35 799 286 рублей, а в целом дорога стоила государству 208 миллионов рублей. Несмотря на сверхминимальные затраты на жилищ- но-бытовые и культурные нужды рабочего персонала, несоблюдение технических норм строительства, сооруже ние Мурманской железной дороги обошлось значительно дороже, чем было предусмотрено расценочной ведо мостью. Высокая стоимость строительства определялась не только объективными трудностями сооружения доро ги в условиях войны и далекого Севера. На стройке ц а рили бесхозяйственность, хищения казенного имущества, всевозможные злоупотребления начальства (оплата фактически не выполненных работ). Проведение железной дороги от Петрозаводска до Мурманского побережья протяжением более 1000 кило метров заняло в общей сложности 20 месяцев рабочего времени. На строительстве Мурманской железной доро ги были достигнуты невиданные в мировой практике 589
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz