Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

и железнодорожное полотно после каждого прохожде­ ния поезда требовало поправки. «В настоящее время, — писал исправник Н. П. Рудаков 27 мая 1916 года, — на X участке производятся лишь ремонтные работы (урав ­ нение пути с подбивкой балласт а ), так как вследствие осадки полотна паровозы по-прежнему сходят с рельсов, чем крайне затрудняется отправка материалов на прочие участки». Лето 1916 года выдалось сухое и жаркое. В полосе строительства железной дороги возникли пожары, до ­ стигшие огромных размеров. Значительная часть пути выгорела; огонь уничтожил шпалы, дрова, бараки и дру ­ гое имущество дороги. Согласно донесению лесничих, пожары обычно начинались «вскоре по проходе поезда от искр вследствие отсутствия на паровозных трубах предохранительных сеток». В июне—августе 1916 года на стройку прибыли новые партии военнопленных (в Колу — 1164 человека, в Кан ­ далакшу и Ковду — 4040 человек). Увеличилось и число вольнонаемных. Среди них было много нерусских рабо­ чих (2 тысячи казахов из Семипалатинской области, 3 тысячи китайцев с Дальнего Востока и другие). Летом 1916 года, одновременно с балластировкой пу­ ти (засыпка щебня между шпал ), строились станции и разъезды. На карте Кольского полуострова появились новые населенные пункты — небольшие пристанционные поселки Пинозеро, Зашеек, Охтоканда, Хибины, Им анд ­ ра, Ягельный Бор, Оленья, Пулозеро, Кица, Шонгуй. С середины августа на линии Семеново—Канда л ак ­ ша открылось постоянное движение товарных поездов. Но пропускная способность дороги была очень малой — около 40 тысяч пудов груза в сутки в одном направле­ нии. Скорость движения поездов равнялась 8— 10 кило­ метрам в час. Часто случались аварии (см. документ). Подвижного состава недоставало. Линию Семеново— Кандалакша обслуживало 37 паровозов и 204 плат­ формы. После завершения укладки пути на Кольском полу­ острове администрация сосредоточила внимание, глав ­ ным образом, на строительстве дороги к югу от Кан д а ­ лакши. Здесь было немало болотистых мест, рек и скальных выходов, затруднявших сооружение ж е ле з ­ нодорожного полотна. Строители изыскивали всевоз­ S88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz