Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

требовавшие точности (например, рехтовку пути по шаб ­ лону, повышение наружного рельса при кривых, забивку костылей, скрепление и разгонку стыков), нельзя было выполнять в темноте, приходилось постоянно жечь кост­ ры и пользоваться факелами. Чтобы ускорить прокладку пути, широко применяли вмораживание настила в лед и болотистый грунт, вместо насыпей устраивали деревянные срубы-ряжи, выемки делали по облегченному габарнту, линию вели в обход косогоров и скал. К намеченному сроку — 31 декабря 1915 года — на трассе К анда л акша—Мурман было выполнено толь­ ко 18% объема запланированных работ, а денег израс­ ходовано 15 700 752 рубля, что составляло 76% стои­ мости строительства по расценочной ведомости. В начале 1916 года агенты Мурманстройки завербо­ вали в центральных губерниях России большое количе­ ство новых рабочих. 6700 человек перевезли маршрут­ ными беспересадочными поездами через Финляндию, Швецию и Норвегию до Нарвика, откуда на пароходах их доставили на Мурман. Переезд от Петрограда до Ко ­ лы продолжался около 7 суток. В Семеновскую бухту были завезены строительные материалы и продукты питания (мясо, мука, масло, к а ­ пуста и картофель). С прибытием нового контингента рабочих ход строи­ тельства значительно ускорился. 14 марта 1916 года александровский исправник Рудаков доносил архангель­ скому губернатору: «Работы по постройке Мурманской железной дороги ведутся усиленным темпом. Поезда в настоящее время ходят уже от Кандалакши до Ягель­ ного Бора (станция Разноволоцкая) и от Семенова до Кицы. Не соединенным рельсами остается пространство лишь в 67 верст между Кицею и Ягельным Бором. Строители дороги предполагают закончить укладку рель­ сов на этом пространстве до наступления весенней рас ­ путицы, чтобы иметь возможность без перегрузки пропу­ стить хотя бы несколько поездов с военным грузом от Семенова до Кандалакши. Д л я ускорения работ шпалы местами укладываются прямо по болотам, а частью на лед. Так, например, между Шонгуем (18 верст от города Колы) и Кицей дорога проходит рекой Колой, причем для крепости на расстоянии 15 верст путь устлан 584

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz