Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
требовавшие точности (например, рехтовку пути по шаб лону, повышение наружного рельса при кривых, забивку костылей, скрепление и разгонку стыков), нельзя было выполнять в темноте, приходилось постоянно жечь кост ры и пользоваться факелами. Чтобы ускорить прокладку пути, широко применяли вмораживание настила в лед и болотистый грунт, вместо насыпей устраивали деревянные срубы-ряжи, выемки делали по облегченному габарнту, линию вели в обход косогоров и скал. К намеченному сроку — 31 декабря 1915 года — на трассе К анда л акша—Мурман было выполнено толь ко 18% объема запланированных работ, а денег израс ходовано 15 700 752 рубля, что составляло 76% стои мости строительства по расценочной ведомости. В начале 1916 года агенты Мурманстройки завербо вали в центральных губерниях России большое количе ство новых рабочих. 6700 человек перевезли маршрут ными беспересадочными поездами через Финляндию, Швецию и Норвегию до Нарвика, откуда на пароходах их доставили на Мурман. Переезд от Петрограда до Ко лы продолжался около 7 суток. В Семеновскую бухту были завезены строительные материалы и продукты питания (мясо, мука, масло, к а пуста и картофель). С прибытием нового контингента рабочих ход строи тельства значительно ускорился. 14 марта 1916 года александровский исправник Рудаков доносил архангель скому губернатору: «Работы по постройке Мурманской железной дороги ведутся усиленным темпом. Поезда в настоящее время ходят уже от Кандалакши до Ягель ного Бора (станция Разноволоцкая) и от Семенова до Кицы. Не соединенным рельсами остается пространство лишь в 67 верст между Кицею и Ягельным Бором. Строители дороги предполагают закончить укладку рель сов на этом пространстве до наступления весенней рас путицы, чтобы иметь возможность без перегрузки пропу стить хотя бы несколько поездов с военным грузом от Семенова до Кандалакши. Д л я ускорения работ шпалы местами укладываются прямо по болотам, а частью на лед. Так, например, между Шонгуем (18 верст от города Колы) и Кицей дорога проходит рекой Колой, причем для крепости на расстоянии 15 верст путь устлан 584
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz