Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Александровский исправник Л. Э. Паршенский сек­ ретным рапортом 22 октября 1915 года доносил архан ­ гельскому губернатору: «Дело постройки Мурманской железной дороги подвигается медленно... Антисанитар­ ное состояние жилищ, плохое питание, грубое обращение и неудовлетворение сполна платою, необращение внима­ ния дорожной администрации на заявления рабочих з а ­ ставили последних уезжать на родину сотнями, не счи­ тая больных и неспособных... Подвоз необходимых строительных и других материалов как на IX, так и на X участки производился... без всякой системы, то есть пред­ меты, которые в данный момент необходимы, не высы­ лаются, и высылаются те, надобность в которых не так остра... Средства для перевозки тяжестей по озеру Имандра и Кольской губе, между Семеновской бухтой и городом Колой, мало приспособлены, а паровые и мо­ торные двигатели хотя и имеются, но в ограниченном ко­ личестве по масштабу работ, причем часть из них уже в бездействии. Сена и овса нет. Лошади от голода околе­ вают, результатом чего является медленная и несвоевре­ менная перевозка всего необходимого с одного пункта на другой... В настоящее время... паровоз ходит от Семе­ новой бухты по направлению к г. Коле верст на 4—5 и от села Кандалакши — верст до 50...» Местные власти были серьезно обеспокоены ненор­ мальной обстановкой, сложившейся на Мурманской стройке. Архангельский губернатор С. Д. Бибиков 23 но ­ ября 1915 года направил министру путей сообщения те­ леграмму следующего содержания: «Громадное коли­ чество рабочих и военнопленных, находящихся в районе строящейся Мурманской железной дороги, уже испыты­ вает в настоящее время... страшную нужду в предметах первой необходимости, в дальнейшем их положение в от­ ношении обеспечения продовольствием окажется поло­ жительно безвыходным и может вызвать крайне нежела ­ тельные последствия. Единственным несколько регули­ рующим выходом из создавшегося положения является полное прекращение присылки новых партий рабочих и сокращение работ по постройке дороги на участке Кан ­ д а л а кш а—Кола с вывозом части рабочих через Финлян­ дию». Однако правительство с такой точкой зрения не согла­ силось. В ответной телеграмме архангельскому губерна­ 582

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz