Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Александровский исправник Л. Э. Паршенский сек ретным рапортом 22 октября 1915 года доносил архан гельскому губернатору: «Дело постройки Мурманской железной дороги подвигается медленно... Антисанитар ное состояние жилищ, плохое питание, грубое обращение и неудовлетворение сполна платою, необращение внима ния дорожной администрации на заявления рабочих з а ставили последних уезжать на родину сотнями, не счи тая больных и неспособных... Подвоз необходимых строительных и других материалов как на IX, так и на X участки производился... без всякой системы, то есть пред меты, которые в данный момент необходимы, не высы лаются, и высылаются те, надобность в которых не так остра... Средства для перевозки тяжестей по озеру Имандра и Кольской губе, между Семеновской бухтой и городом Колой, мало приспособлены, а паровые и мо торные двигатели хотя и имеются, но в ограниченном ко личестве по масштабу работ, причем часть из них уже в бездействии. Сена и овса нет. Лошади от голода околе вают, результатом чего является медленная и несвоевре менная перевозка всего необходимого с одного пункта на другой... В настоящее время... паровоз ходит от Семе новой бухты по направлению к г. Коле верст на 4—5 и от села Кандалакши — верст до 50...» Местные власти были серьезно обеспокоены ненор мальной обстановкой, сложившейся на Мурманской стройке. Архангельский губернатор С. Д. Бибиков 23 но ября 1915 года направил министру путей сообщения те леграмму следующего содержания: «Громадное коли чество рабочих и военнопленных, находящихся в районе строящейся Мурманской железной дороги, уже испыты вает в настоящее время... страшную нужду в предметах первой необходимости, в дальнейшем их положение в от ношении обеспечения продовольствием окажется поло жительно безвыходным и может вызвать крайне нежела тельные последствия. Единственным несколько регули рующим выходом из создавшегося положения является полное прекращение присылки новых партий рабочих и сокращение работ по постройке дороги на участке Кан д а л а кш а—Кола с вывозом части рабочих через Финлян дию». Однако правительство с такой точкой зрения не согла силось. В ответной телеграмме архангельскому губерна 582
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz