Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
кольском участке линии, где рельсы были уложены на протяжении не более 4 километров. Между тем за весенне-летнюю навигацию 1915 года на Мурмане разгрузилось около 20 иностранных судов. В Семеновской бухте и Александровске скопилось более 100 тысяч тонн военных грузов, которые надо было как можно быстрее переправить по назначению. Правительство, желая ускорить сооружение линии К анда л акша—Мурман, решило воспользоваться услу гами английской фирмы лорда Френча, которая до этого успешно строила железную дорогу в Африке. 3 сентября 1915 года с англичанами заключили договор, по которо му строительство дороги на IX и X участках протя женностью около 120 километров передали фирме Френча. В конце октября фирма привезла в Семеново 600 ра- бочих-канадцев и приступила к прокладке пути. Но дело продвигалось вперед крайне медленно. На Мурмане раньше обычного наступила зима. Не привыкшие к климату Заполярья, канадцы потребовали улучшить жилищные условия и снабжать их теми продуктами, ко торыми они питались у себя на родине. В отличие от русских мужиков, выходивших на работу в любую пого ду, канадцы в дождливые дни отсиживались в помеще ниях. Производительность труда канадцев была ниже, чем у военнопленных. Управление стройки отмечало: «Отсутствие культурных удобств жизни и привычной пищи вызывало у них постоянное неудовольствие». Д а в а ли себя знать и организационные неурядицы. Находившийся на Мурмане контр-адмирал Ивановский телеграфировал своему начальству: «Постройка Мур манской дороги идет очень плохо. Неопределенность в з а имных отношений русских и английских инженеров соз дает невообразимый хаос и только вредит делу... Р а б о чие-канадцы прислали депутацию с требованием отпра вить их обратно. Старался их успокоить, но считаю их претензию вполне справедливой...» Фирма Френча доставила на Мурман и построила для своих рабочих возле Семеновской бухты дома, по виду напоминавшие футляры ручных швейных машин и полу чившие у русских название «чемоданы». Дорожные же работы по-прежнему шли неудовлетворительно. З а три месяца англичане уложили всего лишь 9,6 километра пу- 580
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz