Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

и платформы, на которых суда только что были достав­ лены к озеру, а также рельсы и инструменты, и буксир­ ный пароход потянул все это в северный конец озера. Благодаря такой комбинации строительство дороги значительно ускорилось. Однако людей на стройке было б три раза меньше, чем требовалось, и справиться с з а ­ данием в срок было невозможно. По графику строитель­ ства укладку пути от Кандалакши до Мурмана следо­ вало закончить к 31 декабря 1915 года, после чего пред­ полагалось сразу начать перевозку военных грузов. З и ­ мою они должны были доставляться из Кандалакши на лошадях к Финляндской железной дороге (через Куо- лаярви до станции Рованиеми), а с открытием нави­ гации на Белом море — на судах до Сороки, и д а л ь ­ ше — по вновь построенной железной дороге к Петро­ граду. Поэтому руководители строительства делали все, что­ бы быстрее открыть движение по линии Мурман — Кандалакша. Рельсы на пути укладывали прямо на грунт (без устройства насыпи, только по бокам рылись канавы). Мосты строили деревянные, вместо свайных или лежневых быков и эстакад применяли ряжевые опо­ ры; металлические крепления мостовых ферм заменяли деревянными подвесками конструкции инженера А. А. Боровика; в некоторых местах вместо мостов сооружали фильтрующие каменные дамбы. Жилые и служебные по ­ мещения тоже делались т ак называемого «упрощенного типа». Не соблюдались технические нормы при устройст­ ве полотна — подъемы доходили до 15 метров на кило­ метр пути (вместо допустимых 6 метров), на поворотах радиус кривых был вдвое больше нормы (150 сажен вместо 300). После завершения прокладки рельсового пути до Мурмана строители должны были приступить к работам второй очереди: привести профиль дороги к магистраль­ ному типу, заменить временные деревянные мосты капи­ тальными, с каменными опорами и железными или ж е ­ лезобетонными пролетными строениями, ввести в дейст­ вие постоянное водоснабжение и мастерские. Пока же дорогу строили, так сказать, начерно. Но д аже при таком подходе к делу намеченные сроки прокладки пути не соблюдались. Особенно значительное отставание в ходе работ имелось на самом северном — 579 19 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz