Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

нер А. И. Варичев) — район Имандры, девятый (началь ­ ник — инженер Д. Д. Ко­ жевников) — район Олень­ ей — Кицы и десятый (на­ чальник — инженер В. В. Сахаров) — район Колы. Общее руководство р а ­ ботами на линии К анд а л ак ­ ша—Мурман было возложе­ но на инженера Петра Ев ­ графовича Соловьева. Исходными пунктами строительства железной до ­ роги на Кольском полуост­ рове являлись Кандалакша и урочище Семеново. Здесь уже в мае 1915 года присту­ пили к сооружению жилых бараков и подсобных поме­ щений. К концу июля возле Семенова были готовы две пристани: одна ряжевая 1 длиною 26 метров и другая — плавучая (на плотах), по­ зволявшие принимать сразу два океанских, глубокосидя- щих парохода и выгружать до 25 ООО пудов груза в сутки. В июне 1915 года временный порт в Кандалакше на ­ чал принимать поступавшие на стройку подвижной сос­ тав, укладочный материал, продовольствие. Одновремен­ но на южной оконечности озера Имандра, у Зашейка, строились причал и стапель для спуска судов на воду. С первых чисел июня большинство рабочих, находив­ шихся на стройке, прокладывало путь от Кандалакши по направлению к озеру Имандра. Рабочие на строительстве дороги делились на три ос­ новные категории: 1) землекопы, занимавшиеся устрой­ ством железнодорожного полотна и рытьем канав вдоль него (приблизительно 60% рабочих), 2) плотники, стро­ ившие бараки, мосты и станционные здания (около 20% рабочих) и 3) вспомогательные рабочие, занимавшиеся рубкой просек, заготовкой и перевозкой материалов. 1С опорами из бревенчатых срубов, заполненных камнями. П. Е. Соловьев (И з фондов Мурманского крае­ ведческого музея) 575

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz