Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

строительства, 470 000 шпал, большое количество шан ­ цевого инструмента. Весной 1915 года руководители Мурманстройки з а ­ казали в США подвижной состав и укладочный матери­ ал (рельсы, крепления) на сумму более 10 миллионов рублей. Часть строительных материалов и инвентаря об­ щей стоимостью 3,3 миллиона рублей согласилась поста­ вить на Мурман Англия. Кое-что было закуплено также во Франции и Норвегии. Предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, махорка и т. п.) заго ­ товлялись хозяйственным способом (закупкой на рын­ ке через специальных агентов) во внутренних районах России и перевозились в город Архангельск, на цент­ ральный склад Мурманстройки. 90 000 шпал было сде­ лано строителями на месте, а 380 000 — поставлено по­ морскими лесопромышленниками. Лес для строительст­ ва бараков, пекарен, причалов и прочих сооружений также закупался в России. Так, А. Э. Бергрен, владелец лесопильного завода в Дровяном, 9 апреля 1915 года продал Мурманстройке 2000 бревен и 1 июля того же го­ да — еще 6700 бревен, всего на 47 855 рублей. Рабочая сила вербовалась по вольному найму в сред­ ней полосе России, главным образом в губерниях Смо­ ленской, Калужской, Пензенской, Нижегородской, К а ­ занской, Симбирской, и доставлялась к месту строитель­ ства дороги за счет казны. В среднем рабочие находи­ лись в пути 15— 17 суток. Часть рабочих была нанята в Финляндии. Первые партии строителей прибыли на Кольский полуостров в мае 1915 года. К началу июня в Коле и С е ­ меновской бухте насчитывалось 1450 рабочих и в рай ­ оне Кандалакши — немногим более 3 тысяч. Ввиду ост­ рой нехватки рабочей силы управление стройки потре­ бовало присылки военнопленных, и во второй половине лета 1915 года на Кольский полуостров прибыло их 2100 человек. Вся трасса дороги от Петрозаводска до Семеновской бухты (в 11 верстах севернее города Колы) была разде­ лена на 10 строительных участков. 5 из них приходилось па территорию Кольского края: шестой (начальник — инженер В. П. Ивашев) охватывал район Княжой Гу­ бы, седьмой (начальник — инженер В. В. Реентович) — К андалакша—Охтоканда, восьмой (начальник — инже­ 574

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz