Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
строительства, 470 000 шпал, большое количество шан цевого инструмента. Весной 1915 года руководители Мурманстройки з а казали в США подвижной состав и укладочный матери ал (рельсы, крепления) на сумму более 10 миллионов рублей. Часть строительных материалов и инвентаря об щей стоимостью 3,3 миллиона рублей согласилась поста вить на Мурман Англия. Кое-что было закуплено также во Франции и Норвегии. Предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, махорка и т. п.) заго товлялись хозяйственным способом (закупкой на рын ке через специальных агентов) во внутренних районах России и перевозились в город Архангельск, на цент ральный склад Мурманстройки. 90 000 шпал было сде лано строителями на месте, а 380 000 — поставлено по морскими лесопромышленниками. Лес для строительст ва бараков, пекарен, причалов и прочих сооружений также закупался в России. Так, А. Э. Бергрен, владелец лесопильного завода в Дровяном, 9 апреля 1915 года продал Мурманстройке 2000 бревен и 1 июля того же го да — еще 6700 бревен, всего на 47 855 рублей. Рабочая сила вербовалась по вольному найму в сред ней полосе России, главным образом в губерниях Смо ленской, Калужской, Пензенской, Нижегородской, К а занской, Симбирской, и доставлялась к месту строитель ства дороги за счет казны. В среднем рабочие находи лись в пути 15— 17 суток. Часть рабочих была нанята в Финляндии. Первые партии строителей прибыли на Кольский полуостров в мае 1915 года. К началу июня в Коле и С е меновской бухте насчитывалось 1450 рабочих и в рай оне Кандалакши — немногим более 3 тысяч. Ввиду ост рой нехватки рабочей силы управление стройки потре бовало присылки военнопленных, и во второй половине лета 1915 года на Кольский полуостров прибыло их 2100 человек. Вся трасса дороги от Петрозаводска до Семеновской бухты (в 11 верстах севернее города Колы) была разде лена на 10 строительных участков. 5 из них приходилось па территорию Кольского края: шестой (начальник — инженер В. П. Ивашев) охватывал район Княжой Гу бы, седьмой (начальник — инженер В. В. Реентович) — К андалакша—Охтоканда, восьмой (начальник — инже 574
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz