Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

ка). 16 мая 1915 года ему отпустили необходимые ассиг­ нования для строительства железной дороги на Коль­ ском полуострове (линия К анда л акша—Семеновское). Общая стоимость строительства Мурманской желе з­ ной дороги протяженностью 987 верст (1054 км) опреде­ лялась в 180 миллионов рублей, из них около 40 милли­ онов рублей предполагалось затратить на сооружение участка на территории Кольского края (линия Поякон- д а—Мурман длиною 370 км). По проектным наметкам, Мурманская железная д о ­ рога с окончанием строительства осенью 1916 года д о лж ­ на была обеспечить ежесуточную доставку около 470 000 пудов товарного груза (в одном направлении). При д о ­ стижении такой пропускной способности дороги царское правительство надеялось значительно улучшить сн абж е ­ ние русской армии и добиться перелома в войне. Местность, где предстояло постро- Прокладка ить железную дорогу, была пустын- по"терВ|Г™орПииИ ной. Если не считать редких саам- Кольского края ских туп и веж, по всей трассе К ан ­ д а л а кш а—Кола не имелось ни од ­ ного жилища. Отсутствовали проселочные дороги. Толь­ ко ж а лк а я ниточка телеграфа напоминала о современной цивилизации. Теперь — через скалистые горы, леса, тундры и боло­ та — предстояло проложить полотно железной дороги, построить станции, разъезды, мосты и другие сооруже­ ния. Все это надо было сделать быстро: шла война, и с фронтов ежедневно поступали заявки на винтовки, бое­ припасы, медикаменты и всякое снаряжение. Перед строителями дороги стояла необыкновенно трудная задача: в кратчайшие сроки проложить рельсо­ вый путь вдали от обжитых районов, за тысячи верст от баз снабжения, в условиях войны и сурового заполяр ­ ного климата, при тяжелом грунте и сложном рельефе местности. Прежде чем приступить к устройству насыпи, нужно было доставить к месту строительства огромное количество грузов, обеспечить рабочих жильем и продо­ вольствием. По расчетам инженеров, только для линии К анд а л ак ­ ша—Кола требовалось 20 000 рабочих, 1 420 000 пудов рельсов и креплений, 150 стрелочных переводов, ^ п а р о ­ возов и 200 платформ для рабочего движения во время 573

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz