Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

ровал лишь 7 месяцев в году и не мог принять такого ог­ ромного количества грузов. Но д аже если бы архан ­ гельским портовикам и удалось принять все поступаю­ щие из-за границы грузы, нужно было еще без задержки переправить их истекающим кровью русским армиям, а пропускная способность Архангельско-Вологодской железной дороги не позволяла этого сделать. В первые месяцы войны в Архангельском порту в не­ скольких местах углубили дно и увеличили число при­ чалов с 7 до 50. С осени 1914 года железная дорога Архангельск—Вологда стала перешиваться на широ­ кую, общероссийскую колею. Но все это не решало про­ блемы. В октябре 1914 года ведомство путей сообщения при­ шло к мысли о необходимости «безотлагательного соору­ жения» железной дороги к одному из пунктов на Карель ­ ском побережье Белого моря, где можно было бы прини­ мать часть грузов, идущих из-за границы. Совет минист­ ров с согласия царя выделил необходимые средства на изыскательские работы для определения трассы бу­ дущей железной дороги. 5 декабря 1914 года правительство приняло решение о сооружении железной дороги от Петрозаводска до Со­ роки. Одновременно царю была подана записка, обосно­ вывающая необходимость продления дороги до незамер­ зающего Баренцева моря. 30 декабря 1914 года совет министров признал вопрос о строительстве железной д о ­ роги на Мурман «заслуживающим самого серьезного внимания». 1 января 1915 года Николай II, утверждая ассигнования средств на строительство железной дороги Петрозаводск—Сорока, на представлении совета мини­ стров сделал следующую приписку: «Считаю безуслов­ но необходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побере­ жья». Таким образом, идея постройки железной дороги на Мурман получила «высочайшее» одобрение. 10 февраля 1915 года состоялось решение совета ми­ нистров о выделении первого кредита на строительство Мурманской железной дороги. Было создано управле­ ние, которому поручалось осуществление всех практиче­ ских мер, связанных с сооружением железной дороги Петрозаводск—Мурман (сокращенно — Мурманстрой- 572

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz