Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
ровал лишь 7 месяцев в году и не мог принять такого ог ромного количества грузов. Но д аже если бы архан гельским портовикам и удалось принять все поступаю щие из-за границы грузы, нужно было еще без задержки переправить их истекающим кровью русским армиям, а пропускная способность Архангельско-Вологодской железной дороги не позволяла этого сделать. В первые месяцы войны в Архангельском порту в не скольких местах углубили дно и увеличили число при чалов с 7 до 50. С осени 1914 года железная дорога Архангельск—Вологда стала перешиваться на широ кую, общероссийскую колею. Но все это не решало про блемы. В октябре 1914 года ведомство путей сообщения при шло к мысли о необходимости «безотлагательного соору жения» железной дороги к одному из пунктов на Карель ском побережье Белого моря, где можно было бы прини мать часть грузов, идущих из-за границы. Совет минист ров с согласия царя выделил необходимые средства на изыскательские работы для определения трассы бу дущей железной дороги. 5 декабря 1914 года правительство приняло решение о сооружении железной дороги от Петрозаводска до Со роки. Одновременно царю была подана записка, обосно вывающая необходимость продления дороги до незамер зающего Баренцева моря. 30 декабря 1914 года совет министров признал вопрос о строительстве железной д о роги на Мурман «заслуживающим самого серьезного внимания». 1 января 1915 года Николай II, утверждая ассигнования средств на строительство железной дороги Петрозаводск—Сорока, на представлении совета мини стров сделал следующую приписку: «Считаю безуслов но необходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побере жья». Таким образом, идея постройки железной дороги на Мурман получила «высочайшее» одобрение. 10 февраля 1915 года состоялось решение совета ми нистров о выделении первого кредита на строительство Мурманской железной дороги. Было создано управле ние, которому поручалось осуществление всех практиче ских мер, связанных с сооружением железной дороги Петрозаводск—Мурман (сокращенно — Мурманстрой- 572
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz