Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
хах, пока не грянула мировая империалистическая вой на. Только тогда царские сановники поняли, наконец, что железная дорога к незамерзающему Баренцеву мо рю совершенно необходима. Россия была не готова к большой и длительной вой не. Уже осенью 1914 года обнаружился острый недоста ток вооружения и боеприпасов. Ружей имелось 4 милли она, а в армии после мобилизации находилось 5338 ты сяч человек. В дальнейшем, в связи с призывом новых контингентов и потерями на фронте, потребовалось до полнительно более 10 миллионов винтовок, а русские заводы могли производить лишь 525 тысяч ружей в год. Запасы патронов и снарядов, накопленные в мирное время, быстро истощились, а промышленность России была не в состоянии снабдить армию нужным количе ством боеприпасов. Так, фронту ежемесячно требова лось 1,5 миллиона снарядов, а промышленность могла изготовить их только полмиллиона. Не хватало обмун дирования, медикаментов, транспортных средств, взрыв чатых веществ, химических продуктов, приборов, инст рументов, некоторых видов сырья. Вследствие этого царское правительство вынуждено было прибегнуть к закупке всего необходимого за г р а ницей — в США, Англии, Франции, Швеции и других странах. Одно только военное ведомство з ак а зало иностран ным фирмам разного имущества на 3,2 миллиарда руб лей. Общая же сумма всех русских заказов за границей в годы войны составила 7,7 миллиарда рублей. Часть вооружения, снаряжения и боеприпасов, з а к а занных за границей, должна была поступить в 1915 го ду; в дальнейшем ожидался еще больший поток гру зов. В 1916 году из-за границы должно было прибыть около 3 тысяч артиллерийских орудий, свыше 20 тысяч пулеметов, свыше 11 тысяч автомашин, огромное коли чество снарядов и разных военных материалов. Возникал вопрос, как все эти грузы доставить по н а значению. В условиях войны обычные морские пути не могли быть использованы. Доступ к балтийским портам России закрыли немцы, а к черноморским портам — турки. Владивостокский порт находился слишком далеко от театра военных действий, а Архангельский порт — самый удобный для связи с союзниками — функциони- 571
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz