Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

хах, пока не грянула мировая империалистическая вой­ на. Только тогда царские сановники поняли, наконец, что железная дорога к незамерзающему Баренцеву мо­ рю совершенно необходима. Россия была не готова к большой и длительной вой­ не. Уже осенью 1914 года обнаружился острый недоста­ ток вооружения и боеприпасов. Ружей имелось 4 милли­ она, а в армии после мобилизации находилось 5338 ты­ сяч человек. В дальнейшем, в связи с призывом новых контингентов и потерями на фронте, потребовалось до ­ полнительно более 10 миллионов винтовок, а русские заводы могли производить лишь 525 тысяч ружей в год. Запасы патронов и снарядов, накопленные в мирное время, быстро истощились, а промышленность России была не в состоянии снабдить армию нужным количе­ ством боеприпасов. Так, фронту ежемесячно требова­ лось 1,5 миллиона снарядов, а промышленность могла изготовить их только полмиллиона. Не хватало обмун­ дирования, медикаментов, транспортных средств, взрыв­ чатых веществ, химических продуктов, приборов, инст­ рументов, некоторых видов сырья. Вследствие этого царское правительство вынуждено было прибегнуть к закупке всего необходимого за г р а ­ ницей — в США, Англии, Франции, Швеции и других странах. Одно только военное ведомство з ак а зало иностран­ ным фирмам разного имущества на 3,2 миллиарда руб­ лей. Общая же сумма всех русских заказов за границей в годы войны составила 7,7 миллиарда рублей. Часть вооружения, снаряжения и боеприпасов, з а к а ­ занных за границей, должна была поступить в 1915 го ­ ду; в дальнейшем ожидался еще больший поток гру­ зов. В 1916 году из-за границы должно было прибыть около 3 тысяч артиллерийских орудий, свыше 20 тысяч пулеметов, свыше 11 тысяч автомашин, огромное коли­ чество снарядов и разных военных материалов. Возникал вопрос, как все эти грузы доставить по н а ­ значению. В условиях войны обычные морские пути не могли быть использованы. Доступ к балтийским портам России закрыли немцы, а к черноморским портам — турки. Владивостокский порт находился слишком далеко от театра военных действий, а Архангельский порт — самый удобный для связи с союзниками — функциони- 571

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz