Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ И ОСНОВАНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА Г Л А В А Д В А Д Ц А Т А Я Принятие решения Вопрос о проведении железной до- же°лезноТГд ор еоги Рогн 113 Мурман поднимался неод- на Мурман иократио, но не двигался с места. Весной 1914 года Особое совещание при министерстве финансов, составляя план железнодо рожного строительства на ближайшие годы, высказалось за сооружение на Севере России Обь-Урало-Беломор- ской и Камо-Печорской линий. О прокладке железнодо рожного пути на Мурман на совещании не шло даже речи. Царские чиновники, определявшие очередность стро ительства железных дорог в России, заботились прежде всего об увеличении вывоза за границу сельскохозяйст венной продукции и различного сырья с целью получе ния иностранной валюты. Поэтому они рекомендовали соединять железными дорогами наиболее товаропроиз водящие районы страны с портами Балтийского, Ч е р ного и Азовского морей. Такая политика отвечала интересам буржуазно-по мещичьих кругов центральной России. Нужды торгово- промышленного населения Карелии и Кольского полу острова игнорировались. Считалось, что для сухопутной перевозки грузов из внутренней России на Север и об ратно вполне достаточно узкоколейной линии Вологда— Архангельск. В 1913 году было принято решение о строительстве железной дороги от одной из станций Петербургско-Во логодской линии до Петрозаводска (280 километров). Многочисленные пожелания о прокладке железнодо рожного пути на Мурман, исходившие от администра ции, общественных учреждений и частных лиц Северо- Западного края, не находили одобрения в правящих вер 570
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz