Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Совсем иначе шло дело на Печенге. Трифон был энергичным «стяжателем». Он принимал «дары» от рыбаков, приезжавших на промыслы, принуж­ дал крещеных саамов «трудиться» в своей обители и т а ­ ким образом создал крепкий монастырь. В 1556 году он посетил Новгород и Москву, собирая пожертвования, был облагодетельствован членами царской семьи, кото­ рые подарили ему богатые одежды, серебряную посуду и другие ценности; сделали вклады в монастырь и пред­ ставители феодальной знати. Благодаря этому монастырь обзавелся хозяйством — рыбными ловлями, скотом, про­ мысловыми и транспортными судами. Печенгские монахи стали расширять владения мона­ стыря. Они кабалили саамов ссудами и «покупали» у них все новые и новые участки. Вскоре Печенгскому монастырю уже принадлежала вся река Печенга, окрест­ ные озера и морские тони по Печенгской губе — угодья, составлявшие четыре лука. Саамские луки были в десять раз ценнее варзужских. Они охватывали множество вся­ ких угодий. Так, в три лука, купленных печенгскими мо­ нахами у мотовских саамов, входили две реки — «Боль­ шая и Малая Лица со всею Лицкою губою, с рыбными ловлями, с тонями... и с озерки, и с бобровыми гоны и с звериными ловлями». После Басаргина правежа на Мурманский берег бе­ жа ло много крестьян из беломорских волостей. Часть из них поселилась во владениях Печенгского монастыря, стала заниматься промыслами, отчего, по свидетельству очевидца — голландца Салингена, монастырь быстро разросся. Печенгские монахи начинают приобретать угодья и на беломорском побережье. В 1569 году крестьянин Евсей Букин отдал монастырю свои земли по реке Порьей. Собственностью монастыря становятся также рыбные ловли, пожни, леса и варничные места в окрестностях старости Феодорит ездил к крещенной им лопи и к монахам «до Пе- ченги... посещающе детей своих духовных». Из землевладельческих актов известно, что Феодорит действи­ тельно в 1568—1569 годах был в Лапландии. В Кандалакше с ним встретился и беседовал голландец Симон ван Салннген. В рукописной книге, хранившейся при кольском Воскресенском соборе до его сожжения в 1854 году, имелась запись, что кольская обитель была основана соловецким пострижеником Феодоритом. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz