Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Совсем иначе шло дело на Печенге. Трифон был энергичным «стяжателем». Он принимал «дары» от рыбаков, приезжавших на промыслы, принуж дал крещеных саамов «трудиться» в своей обители и т а ким образом создал крепкий монастырь. В 1556 году он посетил Новгород и Москву, собирая пожертвования, был облагодетельствован членами царской семьи, кото рые подарили ему богатые одежды, серебряную посуду и другие ценности; сделали вклады в монастырь и пред ставители феодальной знати. Благодаря этому монастырь обзавелся хозяйством — рыбными ловлями, скотом, про мысловыми и транспортными судами. Печенгские монахи стали расширять владения мона стыря. Они кабалили саамов ссудами и «покупали» у них все новые и новые участки. Вскоре Печенгскому монастырю уже принадлежала вся река Печенга, окрест ные озера и морские тони по Печенгской губе — угодья, составлявшие четыре лука. Саамские луки были в десять раз ценнее варзужских. Они охватывали множество вся ких угодий. Так, в три лука, купленных печенгскими мо нахами у мотовских саамов, входили две реки — «Боль шая и Малая Лица со всею Лицкою губою, с рыбными ловлями, с тонями... и с озерки, и с бобровыми гоны и с звериными ловлями». После Басаргина правежа на Мурманский берег бе жа ло много крестьян из беломорских волостей. Часть из них поселилась во владениях Печенгского монастыря, стала заниматься промыслами, отчего, по свидетельству очевидца — голландца Салингена, монастырь быстро разросся. Печенгские монахи начинают приобретать угодья и на беломорском побережье. В 1569 году крестьянин Евсей Букин отдал монастырю свои земли по реке Порьей. Собственностью монастыря становятся также рыбные ловли, пожни, леса и варничные места в окрестностях старости Феодорит ездил к крещенной им лопи и к монахам «до Пе- ченги... посещающе детей своих духовных». Из землевладельческих актов известно, что Феодорит действи тельно в 1568—1569 годах был в Лапландии. В Кандалакше с ним встретился и беседовал голландец Симон ван Салннген. В рукописной книге, хранившейся при кольском Воскресенском соборе до его сожжения в 1854 году, имелась запись, что кольская обитель была основана соловецким пострижеником Феодоритом. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz