Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

«люди зело просты и кротцы и отнюдь всякого лукавства неискусны», то есть очень добродушные и мирные. Сбли­ зившись с ними и освоив их язык, Феодорит стал «пома­ лу нудить их на веру Христову» и в конце концов добил­ ся согласия принять крещение. Трифон обосновался на реке Печенге. Войдя в дове­ рие к саамам , он стал втягивать их в торговые сношения с русскими купцами и промышленниками, вести беседы о религии и постепенно убедил их принять христианство. В 1532 году из Новгорода на Мурман были присланы священники и плотники. Первые занялись крещением саамов, а вторые строили церкви. Летопись сообщает о сооружении двух церквей, но не называет мест, где они были поставлены. По-видимому, одну из них срубили где- то у Кольского залива, другую — на реке Печенге. После крещения саамов проповедникам необходимо было увенчать свое дело созданием монастырей. Феодорит отправился в Новгород собирать деньги на постройку обители. Феодальная знать не скупилась на пожертвования, и вскоре у Феодорита было уже «немало серебра». К нему из разных мест стеклись монахи, ж е ­ лавшие поселиться в новом монастыре. Закупив все необходимое, Феодорит прибыл «на устье» реки Колы. После постройки монастыря Феодорит, принадлежав ­ ший к числу «нестяжателей» \ составил для собравшейся к нему братии устав, который предписывал жить «обще и отнюдь не стяжательно», по апостольскому завету: кто не трудится, тот не ест. Вскоре монахи начали роптать, говоря, что «тяжек и нестерпим уставлен им путь», что нельзя «жити без имений, своими руками хлеб добывающе». Все кончилось тем, что монахи «нещадно» избили своего начальника и изгнали его «из той страны, аки вр а ­ га некоего». Монастырь, едва возникнув, распался 2. 1 « Н е с т я ж а т е л и » — часть церковных деятелей первой по­ ловины XVI века, выступавшая за отказ монастырей от земельной собственности и эксплуатации зависимых крестьян, считавшая обя­ зательным для монахов личный труд. 2 Так рассказывает князь А. М. Курбский, лично знавший Фео­ дорита и слышавший обо всем этом от него самого. Некоторые историки считают рассказ Курбского неточным и по­ лагают, что Феодорит создавал монастырь не на устье реки Колы, а на реке Печенге, где он действовал вместе с Трифоном. Но Курб­ ский хорошо знает географию Севера и сам далее сообщает, что на 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz