Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

православие, и начавшимся распадом патриархально-ро­ дового строя. Монахи были заинтересованы в том, чтобы привить саамам такие религиозные представления, кото­ рые бы побуждали их делать вклады в монастыри и р а ­ ботать на них. Христианская религия давала широкие возможности для эксплуатации саамов, подчинения их власти духовных феодалов. Поэтому монастыри стали насаждать ее со всем рвением. Монахи-проповедники селились среди саамов, изуча­ ли их язык и исподволь внушали мысль о необходимости «спасения души» путем принятия христианства и испол­ нения предписаний православной церкви. Нередко они действовали под видом торговцев, начинали свои беседы с саамами на обычные житейские темы, а затем знакоми­ ли с христианским учением. Склоняя к принятию новой религии, монахи обещали саамам не только вечное блаженство в загробном мире, но и реальные выгоды в земной жизни — покровительст­ во монастыря в случае разорения их «мурманами» или шведами, а также в случае голода или какого-либо дру ­ гого бедствия. Старейшинам и другим влиятельным ли ­ цам, которые соглашались принять «русскую веру», вы­ давались подарки — кафтаны из цветного сукна, метал ­ лическая посуда. Первыми, в 1526 году, приняли христианство саамы, жившие близ Кандалакши . Д л я них в селении была по­ строена церковь, при которой позднее возникла монаше­ ская обитель. Иван IV пожаловал ей «для монастырского строенья и для лопского крещенья» 7*/4 лука. Гораздо труднее оказалось обратить в христианство саамов, жив ­ ших в отдаленных местах, мало общавшихся с русским населением, — «дикую лопь» Мурманского берега и внут­ ренних районов Кольского полуострова. Сюда з асыла ­ лись наиболее способные и энергичные проповедники, изъявлявшие готовность совершить «подвиг» — приоб­ щить язычников к русской церкви, чтобы получить за это милость от бога. Такими «подвижниками», в частности, были соловец­ кий монах Феодорит и выходец из-под Новгорода отшель­ ник Трифон. Феодорит поселился на берегу Кольского залива и некоторое время жил как простой рыбак, ничем не стес­ няя окрестных саамов. По словам Феодорита, это были 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz