Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

была выдана вторая жалованная грамота — на право вотчинного владения всеми 32 луками «с дворами, угодьями и крестьянами» (см. документ). Так вся Умбская волость превратилась в вотчину двух духовных феодалов. Каждый из них хотел владеть лучшими угодьями. Между соловецкими и кирилло-бело- зерскими монахами постоянно происходили стычки. В 1585 году по указу царя Федора Ивановича был произведен раздел Умбской волости и приписанной к ней «волостки» Вялозеро. Всего в них числилось 48 луков. 36 из них получил Кирилло-Белозерский монастырь, 12 — Соловецкий. Первому отошло 46 крестьянских дворов, 7 варниц и 41 тоня, второму — 9 дворов, 2 варницы и 14 тонь. В совместном владении монастырей остались се­ мужьи заборы, мельница, леса, покосы, звериные и пти­ чьи ловища, доходы от которых распределялись «по луковому угодью: кирилловским три четверти, а соловец­ ким четверть». Оба духовных феодала имели в волости подворья, в которых жили монахи-приказчики, ведавшие хозяй­ ственными службами и управлявшие крестьянами. Угодьями монастыри распоряжались по-разному. Соловецкие монахи для ловли рыбы на морских и речных тонях присылали в Умбскую волость треть р а ­ ботников, а местные крестьяне должны были давать две трети рабочей силы; улов же делился в обратной пропор­ ции: монастырь получал две трети, а крестьяне — только треть, из которой они должны были уплатить монастырю еще десятую часть — промысловую пошлину. Кирилло-Белозерский монастырь сам ловил рыбу только в устье реки Умбы; все остальные тони отдава­ лись в пользование умбским крестьянам за половину улова. В зимнее время поморская беднота за небольшую плату работала при монастырских соляных варницах. Монахи стремились закрепить за со- Усиление _ g0g как феодально зависимых не э^ппуатации только крестьян, но и саамов. Од- саамов ним из средств, с помощью которых достигалась эта цель, было обраще­ ние саамов в христианство. Почва для христианизации их была подготовлена дли ­ тельным общением с русскими людьми, исповедовавшими 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz