Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Царский писец Василий Агалин, объясняя огромную убыль податного населения на Терском берегу, сообщал: «А запустели те волости от двинского иску, от Басаргина правежу ', от голоду и от лихого поветрия» (эпидемии). Хозяйственной разрухой и обнищанием поморов не замедлили воспользоваться северорусские монастыри. Они по дешевке скупали у крестьян их угодья, брали к себе на содержание престарелых и немощных людей — при условии, что после смерти все их угодья перейдут в монастырь, давали нуждающимся под залог луков ссу­ ды на обзаведение хозяйством, предоставляли в долг под высокие проценты муку и различные вещи. В большинст­ ве случаев разоренные крестьяне были не в состоянии своевременно погасить долги и в результате теряли пра­ во на заложенные ими луки. В короткий срок владения монастырей в терских во­ лостях достигли огромных размеров. Д л я примера возь­ мем Варзужскую волость. До Басаргина правежа мона­ стыри успели приобрести в ней только 3% угодий — 26 луков из 866'/з имевшихся в волости. По переписи 1575 года, монастырям принадлежало уже 14,8% угодий (128 луков), а в 1586 году — более 41% угодий (356 Ѵб лука ). Больше всех захватил угодий Соловецкий монастырь. В 1563 году он владел 19'/2 лука, в 1575 году — 105 л у к а ­ ми, в 1586 году — четвертой частью волости (224 л у к а ­ ми), 7 жилыми крестьянскими дворами и 8 дворовыми участками. ЗОѴг лука владел Николо-Корельский мона­ стырь. Д в адц а т а я доля в рыбных ловлях принадлежала Антониево-Сийскому монастырю. В 1581 году в борьбу за захват крестьянских угодий в Варзужской волости включился богатый Троице-Серги- ев монастырь. Он добился у правительства отдачи ему «на оброк», то есть в пользование за особую плату, вно­ симую в царскую казну, 29 тонь и 4 рек, в том числе — Стрельны и Чапомы на Терском берегу, которые до этого арендовали у варзужан двиняне. Жители Варзуги воспротивились этому. Они заявили монахам, что ловить рыбу в своих угодьях им не дадут. Монахи подали царю челобитную, прося защиты от «на- сильства» варзужан, которое причинило им «великие 1 П р а в ё ж — взыскание долгов или податей насильственными мерами. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz