Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

шийся в монахи, навсегда порвал со своим прошлым и судьей ему будет сам бог. Ясно, что монашеская ряса только прикрывала, но не искореняла старые пороки. Состав монашеской братии всегда был пестрый, со­ циально и морально неоднородный. Среди монахов встречались люди добропорядочные, честные, бесхитростные, искавшие в монастыре утеше­ ния. Но таких насчитывалось немного. В большинстве своем монахи были людьми своекорыстными, лживыми, жестокими, в нравственном отношении стоявшими гораз­ до ниже трудовой крестьянской массы. В монастырях, как и в мирской среде, не было равен­ ства. Господствующее положение занимал высший слой монашеской братии — «старцы»: игумен (глава мона­ стыря), келарь (заведующий хозяйством), казначей, при­ казчики, ведавшие различными хозяйственными служб а ­ ми (рыбными промыслами, солеварнями, скотными дво ­ рами и т. д .). Рядовые монахи обслуживали «старшую братию», выполняли всякие внутримонастырские работы. В осо­ бенно бесправном, угнетенном положении находились «послушники» — лица, готовившиеся принять монашест­ во, и «трудники» — богомольцы, приходившие в мона­ стырь «потрудиться» в надежде получить милость от бога (к этому их обычно побуждало какое-нибудь житейское горе, чаще всего — длительная, не поддающаяся излече­ нию болезнь детей или жены). Безотказные работники, они рубили лес, заготавливали дрова и сено, ловили ры­ бу, возводили здания, убирали камни, корчевали пни, рыли водоотводные канавы — покорно шли на любую, д аж е самую тяжелую и опасную, работу. Монахи беззастенчиво эксплуатировали эту даровую рабочую силу, строили на их несчастье свое благопо­ лучие. Старшие монахи вели праздную жизнь. Ц а р ь Иван IV так описывал порядки в Кирилло-Белозерском монасты­ ре: монахи «едят да пьют, что в миру, ...постилы, ковриж­ ки» и прочие изысканные кушанья, «братства нет» и в по­ мине — «боярин по-старому боярин, а холоп — по-старо­ му холоп». Монастыри стремились эксплуатировать не только стекавшихся к ним людей, но и крестьянское население. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz